Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
158 ГЛ, У. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУООКАГО ДУХОВНИКА. заповѣди. Духовному сыну заповѣдаются слѣдующія религіозныя обязанности;
бояться Бога и чтить святыхъ, избѣгать игрищъ бѣсовскихъ, ходить не-
опуститедъно въ церковь, а въ случаѣ ея отдаленности править службы
дома, честно! проводить праздники „съ милостынею, и съ свѣщами, и съ
просфирою, и съ темьяномъ (ѳиміамомъ)", усиокоиватъ въ праздникъ раба
отъ дѣла, а самому воздерживаться отъ пьянства. Затѣмъ духовный отецъ
преподаетъ сыну краткія наставленія относительно поведенія его въ чело¬
вѣческомъ обществѣ: не ссориться, не упиваться, не спаивать другихъ,
потому что въ „ писаніиза это положено 7 дней епитиміи, помогать
нищимъ, нагимъ, больнымъ и заключеннымъ въ оковы: „все то Богу въ
рудѣ влагавши",—любить враговъ и въ мирѣ со всѣми ходить въ церковь.
Въ семейной жизни предписывается почтеніе къ родителямъ, „законное"
сожитіе съ своей женой: „среды и пятка и субботы и недѣли стревися,
выражается на этотъ счетъ духовный отецъ, и госнодьскихъ и Пречистыя
Богородица и святыхъ бо праздникъ блюдися". Въ отношеніи къ низшимъ
членамъ семьи и дома дается такое предписаніе: „дѣти же свои и челядь
свою учи страху Божію, отъ блуда и ніанства и татьбы и всего зла вели
блюстися имъ, а къ церкви вели имъ ходитя", Изъ наставленій соціально-
нравственнаго характера Поученіе содержитъ довольно обычныя: „сусѣда
не обиди, вдовицы призри", „кунъ въ рѣзы (денегъ подъ проценты) не'
давай". Священниковъ зано вѣдается чтить и не осуждать за грѣхи: „а
чернця и бѣльца не осуждай, аще и своима очима кого видипш согрѣ-
шающи, не осуди его, да не будети причастникъ грѣху тому". Двумя
чертами Поученіе отмѣчаетъ отношенія вѣрующаго къ духовному отцу—
частое обращеніе къ нему въ случаѣ нужды и исправное исполненіе
епитиміи. Такимъ образомъ, это краткое Поученіе имѣетъ въ виду обнять
жизнь вѣрующаго со всѣхъ сторонъ. 10. Ту-же задачу имѣетъ одно духовничеекое произведеніе, болѣе
пространное, но менѣе удачное: „Поученіе и бесѣда отца духовнаго къ
дѣтемг духовнымъ отъ словесъ Іоанна Златоустаго и отъ правилъ св.
Отецъіс *). Это обширное произведеніе представляетъ собой примѣрное і)своему слово душеполезно" (Издано по Зл. Чѣпи въ Москвитянинѣ, 1861 г., №(5, и проф.
Пономаревымъ, Памятники, Щ). Но это-—Слово отца плотскою къ родному сыну, хотя
и озаглавливается въ нѣкоторыхъ рукописяхъ Словомъ отца духовнаго, и отрывка, при¬
веденнаго въ житіи ХПІ в., не содержитъ. Такимъ образомъ, Ефремъ ссылается на
какой-то неизвѣстный намъ памятникъ древней письменности, представляющій, судя но
заглавію, произведеніе духовника, а судя по приведеннымъ изъ него словамъ, произве¬
деніе чисто учительнаго содержанія, безъ личнаго элемента. і) Сборникъ XVIII в. Б-ші гр. Уварова Л» 5 79 (936), лл. 67 об.—106. Нач. „.Же¬
лаю, любимиче, спасенія твоего"... Мы не издаемъ Поученія, потому что оно обширно
и представляетъ компиляцію. Поученіе старѣе рукописи, такъ какъ въ коштѣ приписано:
„списывалъ Степанъ"... (л. 71 об.). Одно наставленіе гласитъ: „А царю и великому
князю вельми добро мысли... а гдѣ про государя услышшшт злое мышленіе и тощету въ
государевѣ казнѣ и ты, сыну, повѣдай отцу духовному или вельможи или властелю, подъ
которою властію живши" (л. 72 об.). Отсюда слѣдуетъ, что памятникъ относится къ довольно
■позднему времени, XVII—XVIII в.