Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 155 не извѣстивши, какъ тать въ ночи,—вечеромъ легъ, а утромъ не всталъ,
й лучше не родиться на свѣтъ, чѣмъ умереть, не покаявшись. Однако
дѣти не исполняли этого христіанскаго долга, лишая себя спасенія, и
при этомъ употребляли разныя отговорки: „я еще молодъ и успѣю пока¬
яться заявлялъ одинъ, не помня, что смерть не разбираетъ возраста;
другой говорилъ: „я не воръ, не разбойникъ, нѣтъ на мнѣ грѣха, зачѣмъ
мнѣ каяться?" Но это самое непростительное дѣло считать себя безгрѣш¬
нымъ: безъ грѣха одинъ Богъ. Для грѣшныхъ и установлено покаяніе,
обязательное всѣмъ. Если постится человѣкъ, творитъ милостыню и имѣетъ
другую добродѣтель, но не кается, добродѣтели не спасутъ его,—живу¬
щій безъ покаянія чуждъ христіанской вѣры, отлученъ отъ церкви. Когда
онъ разболится предъ смертью, къ нему не позволено даже итти съ св.
Дарами, та'къ какъ каяться слѣдуетъ на ногахъ1). Каясь, нельзя таить ни
одного, даже малаго, грѣха, чтобы не погибнуть подобно птицѣ, попав¬
шей йогою въ силокъ. Изъ опасенія забыть грѣхи всего лучше исповѣ-
дываться чаще—каждую недѣлю, принимать съ радостію епитимію, безъ
которой не прощается никакой грѣхъ, и приступать къ причащенію,
только ее перенесши. Князья и бояре, рабы и свободные, мужи и жены,
юные и старые всѣ должны слушаться духовнаго отца, принимать отъ
него епитимію и не обращаться къ потаковнику: непокорнаго сына ждутъ
огненныя муки, и напрасно онъ называется христіаниномъ, разъ не ис¬
полняетъ заповѣдей отца, которыя приравниваются къ заповѣдямъ Хри¬
стовымъ. Далѣе перечисляются эти заповѣди. Дѣти духовныя должны
прежде всего имѣть страхъ Божій въ сердцѣ, удерживающій отъ зла;
потомъ быть усердными и нелѣнивыми къ церкви, стоять до конца службы
со страхомъ, не радуя дьявола разговорами и смѣхомъ, прогоняющими
ангеловъ Божіихъ. Горе человѣку, неходящему въ церковь и немоляще¬
муся (въ наказаніе ему епитимія такого срока, сколько дней онъ не былъ
въ церкви); горе и тому, кто приходитъ молиться во гнѣвѣ на другого, по¬
бранившись, побившись и не простясь съ нимъ; его приносы—свѣчи
и просфоры непріятны Богу. Воскресные дни слѣдуетъ почитать: не ра¬
ботать, не чинить пировъ и не собираться на потѣхи, не закалать живот¬
наго2); въ день усѣкновенія главы Іоанна Предтечи и Воздвиженія не
ѣсть мяса и рыбы. Въ праздники и дни нарочитыхъ святыхъ не грѣшить
й не оскверняться похотью. На этотъ счетъ въ Поученіи содержатся очень
строгія предписанія: супружеское сожитіе дозволяется лишь по вторникамъ и
четвергамъ и разъясняется, почему это такъ. Кромѣ воскресенья должно прово¬
дить чисто понедѣльникъ—ангела хранителя день, среду—день Пречистой,
пятокъ—креста Христова, субботу—родительскій. Съ вечера субботы до
утра понедѣльника надо прекращать всѣ дѣла свои и не мыться въ баняхъ.
Запрещается ранояденіе. Если усердный христіанинъ не позавтракаетъ *) Ято неправильное мнѣніе автора основано на худыхъ номоканунцахъ. Замѣтки} § 29, й, 2)- Это опять вліяніе худыхъ ножжанунцевъ. ІЬЫ.