Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
10 ВВЕДЕНІЕ. и болѣе общими именами: попъ (папинъ)1), священникъ2), іерей3 4), учи¬
тель*),—Кн. Курбскій именуетъ извѣстнаго протопопа Сильвестра „испо¬
вѣдникъ егоа (царя) и, обличая Грознаго, пишетъ: „на исповѣдника тво¬
его лжешиванія вымышляетиа, а вспоминая о своемъ „отцѣ и родителѣ
духовномъ" преп. Ѳеодоритѣ Кольскомъ, выражается такъ: „понеже испо¬
вѣдникъ мнѣ былъ"5 6). Между тѣмъ „исповѣдникъ" значить обычно—
исповѣдающійся: „молитва разрѣшити исповѣдника" °). Въ этомъ смыслѣ
слово употребляется и теперь. Иоблажчикъ, потворщикъ человѣческимъ слабостямъ на древне-рус¬
скомъ языкѣ обозначался словомъ „потаковникъ" (греч. х6Ха$ перево¬
дится—иотакливый)7). Названіе потаковникъ (потаковщикъ, потакальнит)
прилагается и къ человѣкоугодникамъ духовникамъ то съ параллельными
„отецъ", „отецъ духовный"8), а то и безъ нихъ: въ варіантѣ къ 12 ст.
Вопрошанія Кирика о паломникахъ говорится: „аще ли идетъ (собира¬
ющійся въ святую землю) потаковници, грѣхъ есть"9). Создаетъ затрудненіе слово игуменъ, когда оно употребляется въ смыслѣ
духовника. Въ посланіяхъ русскихъ іерарховъ ХУ и XVI вв. встрѣчаемъ
такія выраженія: „а духовніи ихъ (вятчанъ) отцы, игумени и попы, боже¬
ственныхъ писаній неискусни сущи"10); „и къ вамъ деи, ко отцемъ своимъ Забѣлинъ, Исторія г. Москвы335, 477- На западно-русскомъ нарѣчіи „духовницаи
значитъ—духовное завѣщаніе. Археограф. Сборникъ докум. сѣв.-зап. края, VI, 12. 1) Вопр. Саввы, 18- Тексты, IV, 3; IX, 34; XIX, 164; XXXVIIIе, 49; Р. И. Б. VI2, 838. 2) Р. И. Б. VI2, 429; Стоглавъ, 141—142, 145, 149, 160, 165, 190, 193. Тексты,
ХЬѴІІ, 168—169. Сборникъ XVI в. Волок. Б-ки Л« 566, л. 76: „Поиіци іерея разумна и хитра
и нред тѣм ся исповѣмся (!) Богу",— „Горе тому человѣку, иже неправдъ своихъ не
повѣсть срѣевии. Ѳ. Покровскій, Словеса изъ св. книгъ собрана. Изв. Отд. Р. Яз. и
Слов., XII (1907), I, 237. 4) Орезпевскій, Свѣдѣнія и Замѣтки, I, 55. 5) Устряловъ, Сказанія кн. Курбскаго2, 81, 229, 141. Ср. Карамзинъ, IX,
ир. 530. 6) Служебникъ Варлаама Хутыискаго XII в,, л. 25. Опио. ркп. Моск. Син. Б-ки, III, 1, 176—Серб. Требникъ XV в.—Срезневскій, Словарь, III, дополненія, 131. Алмазов?,,
III, 134 ай Гт., 136. Тексты, XI. V 1, паралл. терминъ „шжаялникъ” (стрк. 17), упо¬ требленный здѣсь въ общемъ смыслѣ. 7) Срезневскій, Словарь, II, 1286. м) Р. II. Б. VI2, 844; Сухомлиновъ, Рукоп. гр. Уварова, И, 115; ср. Калайдовичъ,
Памятники росс. словесности XII в., 98; Домострой, изд. А. С. Орлова, 12, изд. Яков¬
лева, 12; Алмазовъ, I, 410; акад. А. И. Соболевскій, Два русскихъ поученія съ имен.
Григорія, Изв. Отд. Р. Яз. и Словесн.,ХII, I, 262. „Хотяй же каятися, не ищи іерея пота-
ковннка отда“. Сборникъ XVI в. Вол. Б-ки № 566, л. 75 об. 8) Тексты, XIIа. Однако и здѣсь потаковникъ противополагается строгому духов¬ нику, отъ лида котораго предложенъ еи. Нифонту вопросъ о паломникахъ. 10) Р. И. Б. VI2, 605. Посланіе митр. Іоны къ вятчанамъ 1456 г. Въ Посланіи
также на Вятку митр. Филиппа I читаемъ: „Того ради, сынове игумени и вся священ-
ниди... попеченіе имѣйте... научающе свои дѣти духовныя—весь народъ православію11. Л Г. Дружининъ, Нѣсколько литер. памятниковъ изъ Сборника XVI в. Лѣтоп. зан.
Археоір. КоммXXI, стр. 117.