Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
152 ГЛ. V.' УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНК-РУССКАГО ДУХОВНИКА. Этотъ знатокъ писанія и авторитетный человѣкъ, „философъ41 поступилъ
однако неразумно, не какъ философъ: „возлюби гостебное (торговое, купече¬
ское) житіе тлѣннаго вѣка сего пустотнаго... распопися и поя другую
супругу ". За это былъ наказанъ лютой болѣзнью, раной—язвами и чер¬
вями, которыми былъ съѣденъ, и померъ. Корнилій напоминаетъ Ивану
высоту его служенія—то, что онъ приноситъ безкровную жертву, и совѣ¬
туетъ до послѣдняго издыханія сохранить чинъ священства, это сокровище
некрадомое. Предостерегаетъ отъ совершенія великаго таинства недостойно,
не съ чистой совѣстью, безстрашно, уподобляясь предателю Іудѣ. Въ за¬
ключеніе Кориилій извиняется за свое краткое писаніе къ нему, „искус¬
ному во всемъ, исполненному великаго разума", проситъ не гнѣваться
и молиться за него. б. Въ рукописяхъ XVI вѣка сохранилбсь небольшое Посланіе (безъ
заглавія) духовника къ сыну духовному, вызванное тѣмъ обстоятельствомъ,
что послѣдній, неизвѣстно почему, оставилъ духовника и просилъ дозво¬
ленія перейти къ другому духовному отцу1). Содержаніе этого небольшого
памятника изложено нами выше (стр. 55). 7—8. Намъ извѣстны только два духовническихъ поученія, болѣе
или менѣе живо рисующихъ отношенія духовнаго отца ко всей покаяль-
ной семьѣ: „Поученіе святыхъ Отецъ къ дѣтемъ душевнымъ*, не позднѣе
XIII сто л., и менѣе древнее „Поученіе отца духовнаго пъ дѣтямъ духов¬
нымъ“ 2). Отношенія главы и членовъ духовной семьи представляются, но
первому Поученію, въ довольно любопытномъ видѣ. Глава непослушной
и распущенной семьи, видимо, и самъ былъ небезупреченъ. Когда онъ
начиналъ обличать дѣтей, они говорили ему въ свое оправданіе: „чему
насъ не учиши въ церкви, ради быхомъ тебе слышали; ажъ ты учиши
насъ на трапезѣ, коли намъ нити и ясти (т.-е. въ то время, когда мы
пьемъ и ѣдимъ).,, почто ны еси не училъ тогда, а мьт ради быхомъ слы-
шатя твоего ученія". Ясно, что духовный отецъ не отличался охотой къ
учительству и ограничивался разглагольствіями за столомъ на пирахъ,
при обстановкѣ, которая не располагала его дѣтей къ слушанію и нази¬
данію. И дѣйствительно, его пикто не слушалъ. Обращаясь теперь къ
духовнымъ дѣтямъ съ Поученіемъ, отецъ то укоряетъ ихъ за недостатки,
то оправдываетъ себя, увѣряя въ заботливости объ ихъ спасеніи, то,
наконецъ, разъясняетъ учительную обязанность духовника, которую другіе
духовники его времени понимали слишкомъ узко. Духовный отецъ былъ вызванъ писать свое Поученіе, повидимому,
обычаемъ своихъ духовныхъ чадъ посѣщать игрища, надъ чѣмъ смѣялись
язычники: „бѣжите игрищъ, да не смѣются вамъ поганіи", говоритъ онъ
въ началѣ своего Поученія, а потомъ указываетъ недостатки дѣтей, при¬
сущіе всему русскому обществу древности, и обычно отмѣчаемые древ¬ [) Тексты, ХЫ. а) Первое Поученіе— Тексты, ХІЛІ; Замѣтки, § 45,