Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 149 людей своихъ отъ сквернословія и брани. Если не исполнишь этого, все
то'взыщется на тебѣ. Не лѣнись самъ давать управу христіанамъ, и это
тебѣ вмѣнится выше молитвы и поста. Пустъ уймутся они отъ пьянства
и даютъ милостыню по силѣ; такъ какъ вы (міряне) поститься не можете,
а молиться лѣнитесь, то милостыня восполнитъ этотъ недостатокъ. Пойте
по церквамъ молебны Спасу, Пречистой Его Матери, Заступницѣ хри¬
стіанской, и не лѣнитесь ходить къ церкви. Въ церкви же слѣдуетъ
стоятъ со страхомъ и трепетомъ, потому что она земное небо. Особенно
остерегайся, господинъ мой, стоя въ церкви, бесѣдовать и празднословить^
возбраняй и вельможамъ своимъ и простымъ людямъ, потому что это
прогяѣвляетъ Бога41. Еще разъ напомнивъ князю Андрею, что онъ глава
и властитель, поставленный отъ Бога христіанамъ, преп. Кириллъ при¬
зываетъ милость Божію и посылаетъ благословленіе ему, его княгинѣ и
дѣткамъ. Это посланіе, приведенное нами въ переводѣ съ небольшими сокра¬
щеніями, очень оригинально по своему содержанію: оно касается преиму¬
щественно вопросовъ общественной нравственности и свидѣтельствуетъ,
что немногіе выдающіеся духовники древней Руси возвышались до созна¬
нія, что на нихъ, какъ на руководителяхъ христіанскихъ душъ, лежитъ
долгъ бороться съ возмутительными явленіями въ жизни общества, которое
они обязаны перевоспитать сообразно съ христіанскими началами жизни. 5. Посланіе Еорнилія, инока Спѣшныя юры, къ сыну его попу
Ивану, хотящу второму браку сочетатися*). Корнилій услышалъ стороной о своемъ духовномъ сынѣ священникѣ
Іоаннѣ, что онъ помышляетъ сочетаться второму браку, конечно, снявъ
предварительно санъ. Духовнаго отца это извѣстіе приводитъ въ уныніе, * 46*) Издано II И. Ссребрянскимъ два раза: въ Отчетахъ о засѣданіяхъ Общ. Люб.
Др. Письм. въ 1903 — 1904 гг. (Паи. Д. II. № СЬѴІ, ирплож. стр. 1 — 22), по ркп. И. ІІуб.
Б-ки собр. Толстого (^. ХѴП. Л: 22, лл. 328 об.—338 об.), лотомъ въ приложеніи къ его
изслѣдованію „Очерки но исторіи монастырской жизни въ Псковской землѣ", М. 1908 г.
(стр. 527—532) по двумъ рукописямъ—Уидольскаго (Рум. Муз.) ХУІІ в. № 624, лл.
54—59 об., и названной ркп. изъ собр. Толстого. Объ этомъ памятникѣ см. Строева
Библіол. Словарь, 182, также Викторова Очеркъ собранія ркп. Б. М. У идольскаго, стр. 46 и 53 въ ирилож. къ Катологу славяно-русскихъ рукописей В. М. Ундольскаго. Г. Серебрявскій въ своихъ разсужденіяхъ (490—495 стр.; ср. 202 и 504) не
отмѣчаетъ, что данный памятникъ духовническое посланіе; онъ только доказываетъ
и совершенно убѣдительно, что инокъ Корнилій не былъ роднымъ, плотскимъ отцомъ
Ивана. Дѣйствительно, Корнилій величаетъ Ивана—„честная святыня44, „пресвятѣйшій
верхъ44—такими выраженіями, которыхъ не употребляютъ обычно отцы родные въ обра¬
щеніи съ своими дѣтьми. Далѣе, изъ Посланія видно, что Корнилій только стороной
узналъ о намѣреніи попа Ивана, очевидно, вдоваго, снять санъ и жениться второй разъ—
тоже почти невозможное дѣло для родного отца. Слѣдовательно, разбираемый памятникъ
не принадлежитъ къ типу отеческихъ наставленій дѣтямъ, къ тому роду назидательныхъ
произведеній, какъ знаменитое Поученіе Мономаха, Посланіе Сильвестра, Благовѣщенскаго
протопопа, къ сыну Анфиму иди менѣе извѣстныя поученія: Ксенофонта дѣтямъ своимъ,
св. Ѳеодоры дѣтямъ ея, Слово—поученіе отца къ сыну. Пономаревъ, Памятники, Ш,
31-38,