Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
148 ГЛ. У. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. по отношенію къ лучшимъ людямъ человѣческаго общества „великимъ му¬
жамъ и „угодникамъ Божіимъ14, царямъ, святителямъ, сильнымъ, храбрымъ
и здоровымъ. Не желая вспоминать о простыхъ людяхъ, погибшихъ отъ
вина, онъ указываетъ только на князей (и бояръ), умершихъ рано, больше
30 лѣтъ недожившихъ до предѣла человѣческой жизни. Краснорѣчиво
описываетъ духовникъ пагубныя послѣдствія итого порока для души и тѣла
человѣка, въ особенности для спасенія его души, и обращается къ сыну
съ мольбой перестать пьянствовать, пощадить если не себя, такъ его,
духовнаго отца, котораго печалитъ безмѣрное пьянство сына и будетъ
тяготить до тѣхъ поръ, пока сынъ не перемѣнится. Въ видахъ содѣйствія
этой перемѣнѣ духовный отецъ своею властью налагаетъ на него заповѣдь —
этимъ великимъ постомъ вплоть до Воскресенія Христова воздерживаться
отъ вина. Въ оправданіе своей заповѣди онъ приводитъ и каноническое
основаніе, именно то. что святые Отцы заповѣдали не нарушать поста и
не пить вина даже ради памяти мучениковъ (ср. 51 пр. Лаод. соб.).
Посланіе заканчивается добрыми пожеланіями сыну. '4. Посланіе преп. Кирилла Вѣ/шерскаго къ М.ожшбкому. князю
Андрею Дими/тріевгічу1). Князь Андрей Димитріевичъ Можайскій, духов¬
ный сынъ нреп. Кирилла, написалъ подвижнику о чудесахъ новоявленной
Колочской иконы Богоматери2). Отвѣчая князю, преподобный пишетъ,
что по слову Писанія, Богъ, когда восхощетъ наказать какую-нибудь
землю за нечестіе, прежде всего посылаетъ проповѣдниковъ, чтобы
обратить людей на добро, и, если обратятся, отводитъ гнѣвъ, мимо водитъ
скорбь, прелагаетъ печаль на радость. Явленіе образа Пречистой, дающее
надежду на избавленіе христіанскаго рода отъ нашествія, иноплеменныхъ
враговъ, обязываетъ князя Андрея поминать грѣхи, каяться въ нихъ и
исправляться. Онъ долженъ сдѣлаться христіанскимъ правителемъ въ пол¬
номъ смыслѣ этого слова. „Ты поставленъ отъ Бога властелиномъ въ
вотчинѣ своей затѣмъ, чтобы унимать людей отъ лихого обычая: чтобы
судьи судили праведно—безъ поклеповъ (бездоказательныхъ обвиненій),
подметовъ (подбрасыванія ложнаго полипнаго), посуловъ (взятокъ) и мзды.
Озаботься, чтобы въ вотчинѣ твоей не было корчмы, потому что въ ней
великая пагуба: христіане пропиваются, и души ихъ гибнутъ,—также и
мытовъ (неправильныхъ пошлинъ); а гдѣ перевозъ, тамъ позволительно
взять ради труда; чтобы не было разбоя и татьбы. Унимай подвластныхъ *) А. И. I, № 16. 2) Этимъ опредѣляется время написанія Посланія преп. Кирилла. Явленіе иконы произо¬
шло въ 1413 г. Новг. X 1, 400—401; П. С. Р. X V, 259; VI, 140; VIII, 86; въ особенности
XI, 221—223. Содержаніе Посланія излагалъ Макарій, Исторія, V, 232—233. О томъ,
что кн. Андрей былъ духовнымъ сыномъ преп. Кирилла, ясно изъ духовной грамоты
послѣдняго: „А тебе господина князь великаго, сына моего, Андрея Дмитріевича, елика
исповѣдалъ еси Богу и Пречистой Богородици и мнѣ своему отцю, яко человѣкъ, плоть
нося, съгрѣшивъ, въ томъ тебе въ всемъ Богъ проститъ и благословитъ; такожъ и го¬
спожи) мою дщерь, княгиню великую Огрофену Богъ проститъ и благословитъ; такожъ
господина и сына моего князь Евана Богъ простить и благословить; такожъ госпожю
и дщерь мою княжну Анастасію Богъ простить и благословитьк, А. И, Г, АІі 32, стр. 62.