Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ • ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 147 собирающей медъ съ разныхъ цвѣтовъ. Таково содержаніе древняго духов-
ническаго Посланія къ духовному сыну, только что вступившему въ покаяль-
ную семью зарубскаго пещерника. 2—3. Извѣстны два посланія, вызванныя заботливостью духовниковъ
о спасеніи порочныхъ духовныхъ чадъ и о нормальныхъ отношеніяхъ чадъ
къ нимъ—духовнымъ отцамъ: Посланіе Іакова черноризца къ Ростовскому
князю Димитрію Борисовичу 1281 г.1) и другое, озаглавливающееся въ позд¬
нихъ спискахъ: „Наказаніе отца духовито къ дѣтямъ о пішетвѣ“, въ
древнемъ:—„Благословеніе отца къ сыновгР2). Произведеніе Іакова явилось отвѣтомъ на посланіе Димитрія („напи¬
салъ еси покаянье свое"), которое было вызвано, вѣроятно, тяжелыми обсто¬
ятельствами въ жизни князя. Посланіе духовнаго сына было „вельми сми¬
ренно и жалостъно слышати": онъ испрашиваетъ прощенія у духовнаго
отца за какія-то обиды, причиненныя ему. Отецъ съ радостью прощаетъ
раскаявшагося сына. „А что ся дѣяло про мене" (что сдѣлалось относительно
меня), пишетъ Іаковъ, „того всего проститъ тя Богъ, всего міра грѣхы
вземый, и отъ тайныхъ твоихъ очиститъ тя". Когда прежнее забыто и
прощено, онъ совѣтуетъ Димитрію, быть бодрымъ стражемъ тѣлу своему,
осуждаетъ залойство, гордость и блудъ („беззаконный смѣсь"). На по¬
слѣднемъ грѣхѣ Іаковъ останавливается съ особенной обстоятельностью,
приводитъ противъ него и слова Писапія и примѣры ветхозавѣтныхъ
мужей, заимствуя ото изъ Папдектъ Антіоха, предписываетъ духовному
сыну жить честно и чисто съ своей женой. И по всему видно, что Ди¬
митрій былъ плохой семьянинъ. Это-то обстоятельство, а также запойство
и гордость Димитрія и были, кажется, причиной обиды духовному отцу
или стояли съ ней въ связи. Далѣе идетъ рядъ наставленій: удерживать
ярость на согрѣшившихъ, не мстить врагу и вообще быть терпѣливымъ,
бороться съ двоевѣрами („храмлющая о вѣрѣ"), посѣщавшими языческія
игрища. Упомянувъ о скоротечности человѣческой жизни, неизвѣстности
послѣдняго часа, страшномъ судѣ и адскихъ мукахъ, Іаковъ въ концѣ
Посланія замѣчаетъ: „Се не ласкался тебѣ (т.-е. написалъ я) или яшхти хотя,
что вѣдая или самъ что добро творя,—Сердцевѣдецъ есть Богъ—но отъ
любви и отъ печали о души твоей, абы ты на добро успѣлъ". Наказаніе отца духовнаго къ сыну духовному о пьянствѣ также древній
памятникъ, не позднѣе ДіУ стол. и представляетъ собой посланіе къ
человѣку, котораго называютъ опустившимся. Неизвѣстный но имени
духовный сынъ, знатное лицо, можетъ быть, князь страдалъ пьянствомъ.
Духовный отецъ его, неизвѣстный по имени, написалъ ему „мало о зломъ
піаяствѣ", но тотъ не послушалъ. Теперь пишется второе посланіе. Шелъ
великій постъ, но духовный сынъ, побѣжденный своимъ порокомъ, жилъ
какъ всегда. Духовный отецъ описываетъ великую пагубность пьянства 1) Тексты, XXXIX. Ср. Замѣтки, § 42; здѣсь описывается поводь, вызвавшій
Посланіе Іакова черноризца. 2) Тексты. ХЬ; Замѣтки, § 43.