Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
144 ГЛ. У. . УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. письменныхъ сношеній преп. Іосифа съ духовными дѣтьми служатъ до¬
шедшія до насъ }> Посланія Іосифовы о титиміяхъ къ вельможамъ, въ
мірѣ живущимъ, дѣтямъ его духовнымъ*1). Они свидѣтельствуютъ, какъ
строга была та покаянная дисциплина, которой хорошіе духовники под¬
вергали мірянъ, впавшихъ въ тяжкіе грѣхи, и насколько была высока и
непререкаема власть духовнаго отца. Преп. Даніилъ Переяславскій (ѣ 1540) также опытный и популярный
духовникъ, но въ другомъ родѣ. Его отличала отъ Пафнутія и Іосифа большая
снисходительность къ человѣческимъ немощамъ. „И мнози отъ вельможъ
ирихождаху къ нему, говоритъ его жизнеописатель, и пользовахуся душевне
отъ него, тако же и священницы, и иноцы, и простіи"2). Изъ его духов¬
ныхъ дѣтей извѣстны лишь двое: Углицкій князь Димитрій Ивановичъ
Жилка, сынъ великаго князя Ивана III, и авторъ Житія преподобнаго
Андрей-Аѳанасій, бывшій соборнымъ священникомъ въ Переяславлѣ,
дотомъ духовникомъ Ивана Грознаго, наконецъ, митрополитомъ Москов¬
скимъ3 4). О пріемахъ духовнаго врачеванія преп. Даніила Житіе сооб¬
щаетъ слѣдующее: „И мнози прихождаху щ> нему, и вельми пользовахуся,
и мнози къ нему исповѣдаху грѣхи своя. Преподобный же... человѣческая
грѣховныя страсти и язвы душевныя и всячесвы за совѣсть отъ прегрѣ¬
шенія погруженныя отчаяніемъ, яко премудрый и искусенъ врачъ, цѣ-
ляше милостивннми словесы, лѣчебное быліе прилагая, и съ разсужде¬
ніемъ божествеными заповѣдьми обязуя, и многихъ отъ грѣхъ престати
увѣщая, и покаяніемъ исправляя, и къ Божіей любви приближая; и никого
же ие стыдяшеся безчинника, или ближнему обиду и немилосердіе тво-
ряща, или ино что неподобное дѣло, и о всѣхъ спасеніи промышляше.
И вси въ сладость его послушаху и повиновахуся ему, яко истинному
учителю “ *). .Нѣтъ никакого сомнѣнія, что бывали выдающіеся духовники и среди
бѣлаго приходскаго духовенства, только мы не имѣемъ ихъ житій и опи¬
саній ихъ духовнической дѣятельности. Среди духовниковъ нашихъ вели¬
кихъ князей и царей можно указать слѣдующихъ учительныхъ людей:
Михаилъ-Митяй, духовный отецъ Димитрія Донского, сейчасъ упомянутый
Андрей, духовникъ Грознаго, Стефанъ Бонифатьевъ и Андрей Савиновъ
Постниковъ, духовники царя Алексѣя5). И тѣмъ не менѣе слѣдуетъ
признать за вѣроятное, что древне-русскій монастырь далъ лучшихъ духов¬
никовъ: монашество жило въ лучшихъ условіяхъ, чѣмъ приходское духо¬
венство, и было болѣе книжно. Неудивительно поэтому, что большая а) Тексты, ХЬѴІ. 2) Житіе преп. Даніила Переяех, изд. Смирнова, М. 190В, стр. 41. 3) Краткое житіе преп. Даніила въ Степ. книгѣ (II, 225) говоритъ о кл. Димитріи
Ивановичѣ: „И св. Даніила по премногу любяше и къ себѣ на Углечь призываше и
духовнѣ пользовася отъ него". Ср. Житіе, изд. Смирнова, 43; VIII—ХУ. 4) Тамъ же, 12. 5) О нихъ см. въ Приложеніи I: Описокъ велико-княжескихъ, княжескихъ и цар¬
скихъ духовниковъ. * 4