Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ВВЕДЕНІЕ. СІ покаялъпый, покаивалъпый отецъ1). Соотвѣтственное этому выраженіе пока-
ялтыя дѣти2 3).—Сокращенно духовникъ нерѣдко называется просто
отецъ*), кающіеся у него сынъ, діцеръ, чадо} дѣти*).—Исключительно
рѣдко, всего два раза встрѣтилось намъ другое сокращеніе термина „ду¬
ховныя дѣти",—именно духовные: „А духовныя наши все розна стали,
пишетъ боярыня Морозова протопопу Аввакуму о его ішкаядгьной семьѣ,
не много, которы правды вовсе держатыщЛ Попъ Ашшдинъ Ивановъ
извѣщаетъ Аввакума: „а меня попомъ не называютъ, и сынъ твой Иванъ,
и, по его рѣчи, духовные ко мнѣ не приходятъ“ г’).-~Слово духовникъ
очень древнее: упоминается въ твореніяхъ Іоанна Экзарха6). Однако въ
русскихъ источникахъ оно попадается лишь съ начала ХУ стол., со вре¬
мени вторичнаго вліянія славянской письмености: въ Посланіяхъ млтр,
Фотія (1410) и Новгородскаго архіеп. Симеона (1417), въ Хожденіи Зоей мы
(1419—1422) и въ Новгородскихъ лѣтописяхъ7 * * *).—Назывался духовникъ Тексты, XIX, 27; ср. VIII, 30—нокаивалышй, IV, I—духовный. Книга Палом¬
никъ, сказаніе мѣстъ святыхъ во Царѣградѣ Антонія, архіеп. Новгородскаго, въ 1200 г.
Прав. Пал. Сборникъ, в. 51, стр. 18, 67, 80.—Въ 27 ст. Заповѣди ко исповѣдующимся
по полной редакціи, въ двухъ спискахъ стоить выраженіе поялпаю отца (во всѣхъ
спискахъ краткой потялпто...). Признавая послѣднее чтеніе болѣе правильнымъ, Голу¬
бинскій допускаетъ возможность и перваго: „но можетъ быть было прилагательное „по-
ллный44, произведенное отъ глагола полть, поймать (выбирать, такъ какъ духовныхъ
отцовъ выбирали именно такимъ образомъ, что, выбравъ, навсегда оставались при одномъ)14.
Исторія, I, 22, стр. 537, пр. 2. Однако въ третьемъ спискѣ нотой редакціи Заповѣди
стоитъ „покоялыаго". Въ той же самой статьѣ но правилу съ именемъ Максима {Тексты.
ѴІП, ВО)—„покаивалнаго44. Поэтому, вѣроятно, „поялнаго*4 5 —простая описка (ср. Тексты,
XIX, 27, нр. а) тѣмъ болѣе, что и прилагательное „поялный44 неизвѣстно въ древне-рус¬
скомъ языкѣ.—Выраженіе „покаялнын отецъ44 не попадалось намъ въ южпо-славнпской
письменности, между тѣмъ „иокаялшшъ44 встрѣчается. 8іагіт, VI, 122. 2) Поученіе Иліи, ст. 24; „сынъ покая.шшй44 Тексты,, VIIй, 9; IX, 34 и XIX, 164. 3) Вопроиг. Иліи, ста. 1, 20; Тексты, IV, 2, 5; XIX, 16; IX, 30 н ХЬѴШ, 24;
XIX, 18, 22; XXXIV, 97, 99 и стр. 340-341. 4) Поученіе Иліи, ста. 3: „а егда приходятъ дѣти кт» вамъ на покаяніе, мужи и
жены, въпропіайте самѣхъ44. Тексты, VI, 2, 3; XIX зйх, 18; XXXVIIIе, 50. 5) Я. Л. Барскоеъ, Памятники первыхъ лѣта» русскаго старобрядчеетва. Спб. 1912,
стр. 38, 40. Морозова тутъ же называетъ духовника своего Аввакума—батюшкаи. °) Востоковъ, Словарь, 222. Ср. Віагіпе, VI, 126, 127. 7) Р. И. Б. VI2, 273, 282, 389; ср. 863 (ст. 3); Прав. Пал. Сборн., вып. 24, стр. 34; Новг. Лѣт. П и III, 51, 267. Позднѣе: въ Повѣсти Симеона Суздальскаго о Фло¬ рентійскомъ соборѣ (ок. 1440), Павловъ, Крит. опыты по исторіи др. гр.-рус. полемики
противъ латинянъ, 201; въ Псков. 1 лѣт. 1471 г. Въ иноческомъ подавленіи по Сборнику
Кирило-Бѣлоз. мон. 1482 г. № 6/ю»з, л. 104, говорится: „духовниковы заповѣди не со¬ хранись Собр. Гос. Гр. и Дог. I, 303—305 (1486); Р. И. Б. VI2, 909 (до 14.93); Сто¬ главъ, изд. Субботина, 121; Алмазовъ, III, 225.—Здѣсь надо отмѣтить производное отъ „духовникъ44 слово—„духовницаІІ * *, всего одинъ разъ встрѣчающееся въ Новг. I лѣтоп,: „Постави архиеписколъ великаго Новагорода владыка Еуеямей духовыицу камену и сто-
рожну камену въ своемъ дворѣ44 (стр. 423, г. 1443). Нто такое „духовиица44, затрудни¬
тельно сказать: можетъ быть, это домъ духовника самого архіепископа; ср. „духовниковъ дворъ44 въ московскомъ кремлѣ—жилище велико-княжескихъ и царскихъ духовниковъ