Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРВВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 143 вѣкоугодін или превозношенія. Всегда онъ говорилъ но Божію закону и
сказанное исполнялъ дѣломъ. „Не устыдѣся никогда же лида княжески
или болярска, ни приносомъ богатыхъ умягчися когда, но сильнымъ крѣпко
закону соблюденіе глаголаніе и заповѣдемъ Божіимъ; простымъ же такоже
бесѣдоваше, братію нарицающеа. Полную независимость и нелицепріятіе
преп. Пафнутій проявлялъ въ отношеніи къ своимъ духовнымъ дѣтямъ,
какой бы высокій постъ они ни.занимали. Юрій Васильевичъ, князь Дми¬
тровскій, братъ великаго князя Ивана III, былъ духовнымъ сыномъ боров-
скаго подвижника „и много время душею ко отцу приходяше". Князь
Юрій самъ разсказывалъ, въ какомъ настроеніи онъ шелъ обычно на
исповѣдь: „коли пойду на исповѣдь ко отцу Пафнутію, и ноги у мене
подгибаются “ г). Преп. Іосифъ (ѣ 1515) былъ тоже выдающимся духовпикомъ своего
времени. Поселившись въ волоцкихъ предѣлахъ, онъ быстро просла¬
вился. Строгость жизни, доброгласіе въ церковной службѣ, широкая начи¬
танность вмѣстѣ съ поразительной памятью и находчивостью („богодух¬
новеннаго писанія все памятію на край языка имый"), привлекательная
наружность вмѣстѣ съ скромной, чисто монашеской осанкой и искусствомъ
въ обхожденіи—все это привлекаетъ вниманіе мѣстной аристократіи къ
подвижнику, который и самъ былъ родовитъ. ,И мнози князи и бояре
приходяще къ игумену Іосифу на покаяніе"* 2 3), т,-е. выбираютъ его
себѣ въ духовные отцы. Изъ князей, бывшихъ духовными дѣтьми преп.
Іосифа, извѣстны: Борисъ Волоцкій и Юрій Дмитровскій Васильевичи,
братья великаго князя Ивана III, и Иванъ Борисовичъ Волоцкій. Нѣко¬
торые изъ волоколамскихъ бояръ, „иже отъ палаты княжна", изъ воеводъ
„и воиновъ честныхъ" также просили Іосифа быть ихъ духовнымъ
отцемъ8). На исповѣдь къ нему стремились и женщины. Хотя волоко¬
ламская обитель, какъ и боровская, была невходна женамъ, однако это
не помѣшало княгинямъ и боярынямъ имѣть преи. Іосифа своимъ духов¬
никомъ. Между волоколамскимъ игуменомъ и его духовными дочерьми
установились своеобразныя сношенія: женщины исповѣдаютъ грѣхи свои
письменно и съ радостью принимаютъ отвѣтъ преподобнаго, не умѣвшія
писать сказывали грѣхи своимъ домовымъ священникамъ и посылали ихъ
къ Іосифу4), Подвижникъ отвѣчалъ на письменныя или устныя просьбы
своихъ духовныхъ чадъ обоего пола и писалъ имъ посланія. Памятникомъ ') Житіе преп. Пафнутія, изд. проф. Кадлубовстмъ, Сборникъ истор.-фшюл.
общества при Ииетит. кн. Безбородко въ Нѣжинѣ. II т., Нѣжилъ, 1899, стр. 141 и 136.
Записки Иннокентія о послѣднихъ дняхъ прен. Пафнутія, изд. Ключевскимъ, Житія
святыхъ, 445—46. 2) Житіе преп. Іосифа Водок., составленное Саввою, еп. Крутицкимъ, изд. К. И.
Невоструева, М. 1865 г., 22. 3) Житіе преп. Іосифа Вол., составл. неизвѣстнымъ, изд. К. Я. Невоструева,
стр. 19, 20—21, 65. С. Г. Г. и Д. I, № 132, стр. 343. Въ Посланіи къ Третьякову
преп. Іосифъ пишетъ: „Многимъ княземъ и бояромъ и простымъ людемъ отецъ есмъ
духовной “. 4) Житіе, составл. неизвѣстнымъ, 37 — 38.