Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
142 гл. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. книжный человѣкъ, начетчикъ. Дорожа изреченіями божественныхъ книгъ,
онъ составляетъ изъ нихъ сборники, чѣмъ занимались многіе книжные
люди древней Руси. Надъ другими начетчиками его возвышало необыкно¬
венное краснорѣчіе, которое и привлекало пародъ. Его преимущество
предъ рядовыми духовниками состояло въ томъ, что онъ шире понималъ
свои учительныя обязанности: соединялъ индивидуальное руководительство
духовныхъ дѣтей съ учительствомъ ихъ въ церкви и, комментируя четій
книги, невольно касался не только вопросовъ практики п жизни, но и
вѣры. Успѣхи Аврамія въ учительной дѣятельности были причиной его
страданій со стороны лѣнивыхъ, невѣжественныхъ, завистливыхъ и жад¬
ныхъ игуменовъ и поповъ Смоленска. Здѣсь мы видимъ живую иллюстра¬
цію къ словамъ древняго поученія, обращеннымъ къ священникамъ: „еще
же и учащихъ ненавидимъ, кто истину повѣдати начнетъ®. Надо притомъ
знать, что Смоленскъ того времени былъ однимъ изъ первыхъ русскихъ
городовъ по развитію книжнаго образованія, й гоненіе, воздвигнутое
здѣсь духовенствомъ на учительнаго духовника, можетъ убѣждать въ томъ,
что и въ другихъ краяхъ русской земли XII—ХШ стол. общій уровень
учителыюсти духовниковъ былъ нисколько не выше, а дѣятели, подобные
лреп. Аврамію, не менѣе рѣдки. И изъ послѣдующаго времени учительныхъ духовниковъ извѣстно
не много. Житія описываютъ какъ выдающихся людей въ этомъ родѣ:
лреп. Кирилла Бѣлозерскаго, Пафнутія Боровскаго и двухъ пострижени¬
ковъ его. монастыря—Іосифа Волоколамскаго и Даніила Переяславскаго.
Пахомій Логоѳетъ замѣчаетъ о преп. Кириллѣ Бѣлозерскомъ (ф 1427):
„Мнози отвсюду князи и вельможи прихожаху къ нему пользы ради®1).
Послѣднее выраженіе на языкѣ житій означаетъ пользу душевнаго очи¬
щенія посредствомъ исповѣди и покаянія2). Изъ духовныхъ дѣтей бѣло-
зерскаго подвижника извѣстны лишь: князь Можайскій Андрей Димитріе¬
вичъ, братъ великаго князя Василія Димитріевича, его княгиня Аграфена
Александровна, дѣти ихъ Иванъ и Анастасья3). Памятникомъ духовни-
чески-учительной дѣятельности преп. Кирилла остается любопытное Посла¬
ніе его къ князю Андрею4).—Пафнутій Боровскій (ф 1477) былъ духов¬
никомъ какъ братіи, такъ и мірянъ и извѣстенъ своею опытностью въ
наложеніи епитимій. „Прихождаху же ко блаженному не точію иноцы,
но и сущій отъ міра и исповѣдаіощеся надуховиѣ, занеже зѣло благо-
равсуденъ и добре могій разумѢти сокровенную премудрость во священ¬
ныхъ правилѣхъ, еже комуждо подобно запрещеніе давати “. Бесѣда
Пафнутія и къ инокамъ и къ мірскимъ всегда была проста и чужда чело- *)*) Ркп. Волок. Б-ки № 645, л. 410 об. Ср. евящ, Яблоновстго, Пахомій Сербинъ,
СПБ., 1908, стр. VIII прилож. Т) См. Житіе преп. Даніила Переясл., изд. С. Смирнова, стр. VIII и пр. 1. ®) А. И. I, № 32. Духовная преп. Кирилла. *) Тамъ же, 15. Сохранились два каноническихъ Сборника преп. Кирилла, слу¬
жившихъ руководствами для подвижника въ его духовнической дѣятельности. Ср. За-
ммпки, § 2, е.