Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. У. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 141 'своихъ доходовъ, а это еще болѣе усиливало вражду къ Аврамію. Противъ
него повели дружную интригу смоленскіе священники и игумены. Житіе
упоминаетъ только о трехъ лицахъ изъ духовенства, заступавшихся за
невиннаго страдальца. Враги вооружали противъ Аврамія общественное
мнѣніе, какъ это дѣлали и раньше, и кромѣ того стали клеветать епи¬
скопу Игнатію: называли подвижника еретикомъ, обвиняли въ чтеніи отре¬
ченныхъ книгъ („гълубииныя книги"1) и въ нечистой жизни. Священники
жаловались на то, что А вражій привлекъ къ себѣ ихъ духовныхъ дѣтей и
пользуется уваженіемъ среди оставшихся: „уже наши дѣти вся обратилъ
есть, говорили они, друзіи же пророкомъ нарицагоще"2). Клеветники
добились суда надъ Авраміемъ, и онъ съ шумомъ приведенъ былъ по
улицамъ Смоленска на владыченъ дворъ. Изъ описанія самаго суда въ
Житіи выходитъ, что онъ былъ смѣсный, т.-е. происходилъ при участіи
судей духовныхъ и свѣтскихъ. На судѣ особенно ярко обнаружилась
вражда духовенства къ Аврамію. Богъ умягчилъ сердце князю и власте-
лемъ, разсказываетъ жизнеописатель, но игуменомъ и іереямъ „аще бо
мощно жива его пожретиа. Свѣтскіе судьи признали его невиннымъ,
но его обвинителями явились „безчинные попы, яко волы рыкающіе", и
игумены. Аврамій былъ осужденъ: ему было запрещено ■ совершать литур¬
гію и, вѣроятно, принимать на исповѣдь. Съ двумя учениками его отпра¬
вили въ прежній монастырь (Селище), гдѣ онъ такч> много терпѣлъ. Раз¬
сказывая о пребываніи Аврамія подъ запрещеніемъ, Житіе отмѣчаете
интересныя черты для характеристики епархіальной жизни того времени.
Прежде всего, не смотря на запрещеніе, вѣрующіе не перестали ходить
на исповѣдь къ Аврамію. Потомъ, ‘когда подъ вліяніемъ его доброжелателя
священника Лазаря (впослѣдствіи епископа Смоленскаго) епископъ Игна¬
тій сталъ склоняться на сторону Аврамія и запретилъ духовенству гнать
его, епископа не хотѣли слушать его подчиненные. Попы и игумены
запретили всѣмъ ходить къ преподобному и по дорогамъ къ монастырю,
гдѣ былъ Аврамій, поставили мечниковъ. Мечники останавливали и гра¬
били его посѣтителей, и это наводило страхъ на многочисленныхъ почита¬
телей преподобнаго. Впослѣдствіи епископъ совершенно примирился съ
Авраміемъ и поставилъ его игуменомъ своего ктиторскаго монастыря, и
Аврамій попрежнему принималъ къ себѣ на исповѣдь жителей Смоленска3). Эта повѣсть о гоненіяхъ на учительнаго духовника XII—XIII в. со
стороны своихъ же собратій очень характерна. Аврамій былъ только * •*) Разъясненіе вопроса о томъ, что такое „гьлубиннмя книги0, см. у Буслаевау
Очерки, II, 119; аісад. ІІстрииа, Изд. Отд. Р. Яз. и Слои. И. Ак. Н., III (1898),
% кн., 484. • -2) Ііроф. Малининъ, Старецъ Фнлоѳей, стр. 87, понимаетъ послѣднія слова такъ:
нѣкоторые называли Аврамія волхвомъ, прорицателемъ. Но слово „пророкъ" въ этомъ
значеніи въ древней Руси не употреблялось. Срезжзстй, Словарь, II, 1562—63. а) Свѣдѣнія о трехъ монастыряхъ, упоминаемыхъ въ разсказѣ: Богородицкомъ на
Селищѣ, Честного Креста и Авраміевомъ-Богородицкомъ см. у Зтъринскаго, Матеріалъ
для истор.-тологр. изслѣд. о правое л. монастыряхъ, III, №№ 1421 л 1702: И, № 1154.