Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
140 ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРйВНЕ-РУССЕАХЧ) ДУХОВНИКА. писать иконы и нарисовалъ двѣ—страшный судъ и мытарства. Своимъ
образованіемъ и дарованіями Аврамій, какъ замѣчаетъ Житіе, значительно
превосходилъ всѣхъ невѣждъ, взимающихъ санъ священства. Онъ поселился въ Богородицкомъ монастырѣ, называемомъ Селище,
въ шести верстахъ къ востоку отъ Смоленска и скоро прославился своей
учительностыо. По настоянію игумена, также человѣка книжнаго, Аврамій
принялъ санъ священника и получилъ право на исповѣдь. Это было въ
княженіе Мстислава Романовича (1197—1214). Въ загородный монастырь
изъ Смоленска пошли теперь многіе на исповѣдь и послушать учителя.
Его успѣхи вызвали зависть у монаховъ монастыря и у городскихъ свя¬
щенниковъ. Завистники собирались къ Аврамію, затѣвали споры, желая
поймать его на словѣ, но споры кончались ихъ посрамленіемъ. Враги
Аврамія распускаютъ о немъ дурные слухи въ городѣ „и вездѣ", стараясь
повредить его популярности. Даже игуменъ монастыря позавидовалъ ему
и сталъ на сторону его враговъ. Пять лѣтъ терпѣлъ Аврамій гоненія отъ
игумена, братіи и монастырскихъ рабовъ и упі^лъ изъ обители только
послѣ того, какъ игуменъ силой запретилъ ему учить народъ. Онъ
перешелъ тогда уже въ самый городъ, въ монастырь честного Креста.
Слава его росла. Еще прежде говорили, что Аврамій обратилъ къ себѣ
весь городъ; теперь пошло къ нему еще больше народа. Въ чемъ же
лежала причина этихъ необыкновенныхъ успѣховъ смоленскаго духовника
XII—XIII в.? Главнымъ образомъ въ его „дарахъ слова", по выраженію
Житія. Аврамій не любилъ ходить по пирамъ,—что, какъ мы знаемъ,
было въ обычаѣ у духовниковъ древней Руси, потому что на пирахъ
было много неудовольствій изъ-за мѣстъ. Духовныя дѣти сами шли къ
нему. Пришедшимъ онъ читалъ свято-отеческія книги, для непони¬
мающихъ толковалъ прочитанное такъ ясно, что всякій могъ повторить
наизусть его, объясненія. Любимой темой бесѣдъ Аврамія былъ страшный
судъ1). Его уста не умолкали ко всѣмъ—къ малымъ и великимъ, къ
рабамъ и свободнымъ. И ѳнъ такъ увлекалъ „души и смыслъ1" своихъ
слушателей, что имъ не хотѣлось уходить. Многіе изъ нихъ выбирали
Аврамія въ духовные отцы, иные переходили къ нему отъ другихъ духов¬
никовъ. ІІокаялъная семья Аврамія была очень обширна—„весь городъ":
въ нее входили князья и бояре съ семействами, рабы и ремесленники. Но въ смоленскомъ монастырѣ преи. Аврамій прожилъ недолго.
Его успѣхи усиливали недоброжелательство городского духовенства. По¬
читатели Аврамія, а главное, его духовныя дѣти приносили ему „утѣше¬
ніе на потребу", даже больше потребы, и свои остатки преподобный
употреблялъ на украшеніе монастырскаго храма или раздавалъ бѣднымъ.
Городское духовенство лишилось такимъ образомъ значительной части г) Преи. Аврамію приписываютъ „Слово о небесныхъ силахъ, чего ради созданъ
бысть человѣкъ", которое въ Сборникѣ Вол. Б-ки № 574, л. 101, озаглавливается име¬
немъ „преподобнаго отца нашего Авраамія", а въ другомъ (ЛІ> 529) приписывается
Кириллу Философу. См. Замѣтки, стр. 454, нр. 1. Ср. А. Шчкоѳъ, Опис. сборъ
И. Иуб. Б-ки, 337.