Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. У. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА., 139 пространеніемъ среди нихъ пользовались „худые номоканунцы" вмѣсто цер¬
ковныхъ правилъ. Митр. Іона прямо заявляетъ въ Посланіи къ вятча-
намъ: „а духовніи ихъ отцы, игумени и попы божественныхъ писа¬
ній яеискусни сущи, божественныхъ и священныхъ правилъ не вѣдуще®г).
Позднѣе Посошковъ, обсуждая возмутительные пріемы воспитанія въ
его время, писалъ такъ: „Всему же тому начало, еже священники у насъ
на Руси неученые: естли бы они были всѣ ученые, или и не ученые, да
вся бъ сія разумѣли, то всячески бъ дѣтей своихъ духовныхъ на всякое
благо наставляли, а о непотребствахъ бы запрещали; а то ни сами разу¬
мѣютъ, ни насъ учатъ"а). Такова общая картина. Но среди древне-русскихъ духовниковъ
встрѣчались и учительные люди, умѣвшіе стать выше другихъ, не ниже
уровня, требуемаго церковью. Въ нашей исторіи имѣются примѣры духов¬
никовъ, увлекавшихъ и привлекавшихъ пародъ своимъ краснорѣчіемъ и
книжностью. Памятникомъ учительной дѣятельности другихъ остаются
поученія и посланія къ духовнымъ дѣтямъ, а также произведенія каса¬
ющіяся духовнической практики. Сейчасъ мы приведемъ примѣры учитель¬
ныхъ духовниковъ въ древне-русской обстановкѣ, а потомъ разберемся въ
дошедшихъ до насъ духовничеекихъ литературныхъ произведеніяхъ. Въ концѣ XII и началѣ ХТІІ вв. въ Смоленскѣ прославился своей
учительное] ыо духовникъ инокъ Аврамій, Житіе котораго со словъ оче¬
видцевъ и по собственнымъ воспоминаніямъ написано его ученикомъ
Ефремомъ11). Сынъ благороднаго и благочестиваго отца, Аврамій былъ
рано отданъ учиться грамотѣ и „не... унываше отроча, яко прочая дѣти,
но и скорымъ прилежаніемъ извычаа. Жениться онъ не захотѣлъ и при¬
нялъ монашество, а послѣ смерти родителей роздалъ бѣднымъ свое наслѣд¬
ство. Онъ предала г чтенію книгъ и подвигу юродства. Жизнеописателъ
отмѣчаетъ, за какими книгами преподобный проводилъ дни и ночи. Онъ
читалъ житія восточныхъ подвижниковъ: Антонія, Иларіона, Евѳимія.
Саввы и Ѳеодосія и уносился своею мыслью къ мѣсту ихъ подвиговъ, въ
святую землю. Но любимыми его книгами были творенія святыхъ Ефрема
Сирина, Іоанна Златоуста и Ѳеодосія Печерскаго. Изъ отрывковъ прочи¬
танныхъ писаній преп. Аврамій составляетъ сборники, переписывая ихъ
собственною рукою или же при помощи писцовъ. Кромѣ того онъ умѣлъ г) Р. И. Б. VI, 605. Въ одномъ старинномъ поученіи духовника мы встрѣчаемъ
совѣтъ вѣрующему, имѣющему духовнаго отца невѣжду, руководиться указаніемъ книгъ
и своею благою мыслію (см. выше, стр. 44). Отсюда можно видѣть, какъ но нуждѣ
нарушался извѣстный намъ принципъ безусловнаго руководительства духовника въ рели¬
гіозно-нравственной жизни его чадъ, 2) Сочиненіи И. Посошкова, I, 314. Ср. Вс. И. Срезпевскгй, Сборки пи инеемъ
Посошкова къ митр. Стефану Яворскому, СПБ. 1900, стр. Д4. 3) Житіе издано нѣсколько разъ. Объ этомъ см. Н. Рѣдкова, ТГреп. Авраамій
Смоленскій п его житіе, сост. ученикомъ его Ефремомъ. Смолен. Старина, I. Здѣсь
указана и литература о памятникѣ. Мы пользовались изданіемъ Житія въ Памятникахъ
др.-рус. литературы, въш. I, изд. И. Ак. Н., подъ ред. С. П. Розанова.