Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
138 ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. ковъ русской древности, несомнѣнно, было много .людей некнижныхъ и
несмыелейныхъ, которымъ не подобало учить и держать духовныхъ дѣтей.
Ихъ была, вѣроятно, даже большая часть, и многочисленныя обличенія
древнимъ священникамъ, за ихъ невѣжество, за то, что они „спятъ яеви-
дѣиіемъ, ли грубостью, или уцивающесл. неправеднымъ собраніемъ, по-
таквы дѣюще властелемъ",—надо относить и на счетъ духовниковъ. Не
даромъ древніе проповѣдники и авторы наставленій восклицали: „о, горе
тому сынови, отца не слушающу, о, горе тому понови, иже не учитъ
дѣтей своихъ, сыновъ и дщерей"*); или: „о, горе тому попу, иже не
учить дѣтей своихъ добре"а). И, конечно, не на всякій только случай,
а имѣя въ виду печальную дѣйствительность, составлялись въ древности на
Руси такія строгія правила. „ Се же о потухъ. Аще іерей не учитъ дѣтей
своихъ духовныхъ, оігитем(ь)и 10 лѣтъ, да псалтыря говорити по-однажды
на день"й). Бъ одномъ древнемъ поученіи пастырямъ такъ рисуется не¬
брежность къ своей учительной обязанности со стороны духовниковъ.
„А мы священицы отъ людій кормлю и одежду пріемлемъ. Всегда, не
трудяся, чюжая грѣхы ѣмы; хлѣбъ пріимая отъ людій, небреженьемъ не
имамъ книгъ, ни готовыхъ почитаемъ, толиксГ имѣніе беремъ: села, кони,
различье ризии. Како се не зло есть? Еще же и учащихъ ненавидимъ, кто
истину повѣдати начнетъ. Питія же и брашна различна боле простыхъ
люд(і)й пріемлете, токмо чрева дѣля санъ священическый пріемля, а душу
на большую пагубу и на лютѣйшую муку, аще соблазнимъ людей неправ¬
дами нашими и пьянствомъ. Поистинѣ бо писано есть: невѣжа попъ
нерасуденъ и ньянчивъ людемъ соблазнъ и пагуба, якоже Господь рече:
пасту си мнози посмрадиша виноградъ мой, рекше, на зло совратиша
люди" * 4). Вмѣсто того, чтобы руководиться въ своей практикѣ показаніями
книгъ, нѣкоторые духовные отцы, какъ свидѣтельствуетъ древнее наста¬
вленіе, „глаголютъ отъ своего неразумія отъ грубыхъ человѣкъ, непеча¬
тающихъ святого Писанія и преданія святыхъ Отецъ, но и молвятъ своею
рѣчью отъ грубаго смысла" 5У Не даромъ большимъ уваженіемъ и рас¬ 0 Слово о Моисеевѣ законѣ. Сборники XVI в. Вол. Б-ки (М. Д. Ак.) .№ 521.
л. 68 об. № 566.і л. 521. У Сл. I. Зл. о воздержаніи отъ злыхъ дѣлъ, якоже творимъ на оемъ свѣтѣ сует-
нѣмъ. Тамъ же, л. 285. Сборн. Б-кн гр. Уварова № 839 (64), л. 74 об. Отъ лица Господа
обращается къ духовникамъ проповѣдникъ съ обличеніемъ. „Тако глаголетъ Господь
ерѣемъ и книжникомъ, игуменомъ: почто не учите дѣтей своихъ страху Божію?0 Онъ
продолжаетъ, что ихъ молитвы въ такомъ случаѣ неугодны Господу, какъ „облакъ кро¬
вавъ, смѣшенъ съ беззаконіемъ0. Лроф. Е. Лтпуховг, Матеріалы и замѣтки по исторіи
древней письменности, 65 стр. Сборникъ Бол. Б-іад •№ 521, л. 281. „О, горе тому ной у,
который не учить дѣтей своихъ духовныхъ страху Божію и закону Господню Ёписто-
лія о недѣлѣ. Памяти, стар. р. литер., Ш, 152. Сборникъ Б-к,и гр. Уварова Лк 579 (936), л. 49 н об. 4) Поученіе св. Евсевія. Сборникъ ХТѴ—ХѴ в. Б-ки гр. Уварова ,N§1770 (589)
(361), л. 49 и об.; ср. Бол. Б-ки (М. Д. А.) № 576, л. 280. Изъ болѣе поздняго вре
жени подобное обличеніе см. у мнтр. Даніила. Жмакинъ, М. Даніилъ, нрилож., 4 и 6. ь) Алмазовъ. III, 268. Ср. ТекЬръы, XXXIV, 88—90.