Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 1В7 6 (ѳар. семи) сборъ и помѣстныхъ святыхъ Отецъ правилъ" *). Кромѣ
книги правилъ духовникъ (по крайней мѣрѣ, въ юго-западной церкви
XVII в.) былъ обязанъ имѣть толкованія на нихъ и вообще не мало про¬
изведеній церковной канонической письменности* 2). Къ нему предъявляется
на этотъ счетъ требованіе болѣе строгое, чѣмъ даже къ епископу. „Не
нмѣяй сихъ книгъ не поставляется егшскопъ или іерей, паче же духов-
нтъ<{. Такимъ образомъ отъ учительнаго духовника церковь требовала
только знанія церковныхъ правилъ и церковной дисциплины,—знанія
предмета, касавшагося ближайшимъ образомъ его профессіи. Церковь требовала отъ духовника учительности, запрещала невѣждамъ
браться за трудное дѣло духовии честна, а вѣрующихъ наставляла не испо-
вѣдываться „попови немудру". Но.на дѣлѣ было другое. Среди духовни¬ г) V. И. Б. VI, 102-103. 2) Русскій переписчикъ толкованій Вальсамона и Зоиары (XVII в.) замѣчаетъ объ
этой книгѣ: „колико нуждна в наученіе свищешшх и во исправленіе исповѣдающдхея
и потребна еже имѣти ю духовникомъ, сказуеіъ въ кинзѣ Номоканонѣ., собранномъ въ
святѣй горѣ Аѳонстѣй, богодухновенными отцы глаголющей: яко не имѣли сихъ книгъ,
не поставляется епископъ или іерей, паче же духовникъ “ (А. Бычковъ, Описаніе сборниковъ
И. II. Б-ки, 355—56 стр.). Въ Сборникѣ XVII в, Б-ки гр. Уварова Аі 1878, л. 131,
встрѣчается такая статья. „Номоканона, друварии кіевскія изъ предисловія о книгахъ
правильныхъ". (Па полѣ: „книги духовнику нуждныя“). ,.Хотяй же духовникъ совершен¬
нѣе уразумѣтися и увѣдати каноны, да стяжетъ книги правилъ всѣхъ, си есть: 1) Кишу
преподобнаго Іоанна Зонары, иже соборныя и помѣстныя истолкова каноны. 2) Книгу
блаженнѣйшаго Ѳеодора Валеамоиа, Патріархи антіохійскаго, иже совершеннѣе истолкова
вся канона. 3) Номоканонъ блаженнѣйшаго Ѳотіа, Патріархи константинопольскаго. 4) Книгу преподобнаго во іеромоиасѣхъ Матѳея, иже во составѣхъ правило разумно
собравъ состава, обаче блюстися подобаетъ яко в нѣкія зводы вниде писаніе аки бы от
Константина великаго сотворенное, нѣсть сія вещь извѣстная. К сему: 5) Книгу правилъ
на грани, архи дна кономъ Алексіемъ составленныхъ. 6) Книгу Константина Саваста Арме¬
нопула, яомофилапса и судіи еесалоницкаго. Къ сему же: 7) Блаженнаго Нікона посланія,
си есть посланіе окружное. 8) Генадія, патріархи константинопольскаго, и с нимъ со¬
браннаго синоду польски го и с нимъ собраннаго синоду до папы. 9) Посланіе Никифора,
хартофшгака, о власти рѣшенія и вязанія. 10) О-таго Тарасія, Патріархи константино¬
польскаго посланія ко Ацдріяну, папѣ римскому. 11) Емапуила, иатріархи константино¬
польскаго, отвѣты на вопросы Виллы епископа. 12) Петра, архиеиископа александрій¬
скаго и мученика, каноны. 13) Отвѣты каионъныи Тимоѳея, святѣйшаго александрійскаго
епископа. 14) Номоканонъ Іоанна Постника, и прочая, яже суть множайтая. Сихъ бо
стяжавъ и частѣ прочетъ, въ духовномъ твоемъ строительствѣ благополученъ и немяте¬
женъ благодатію Христовою будеши.—Прочее да вѣсть всякъ, яко нѣсть дѣть не точно
іереомъ, но ниже епископомъ противу канономъ что дерзати и творити, о семъ чти
св. Ігнатіа и св. Ѳедора Студіта разсужденіе. И да не ноставляетца епископъ или іерей,
паче же духовный отецъ, аще сихъ книгъ не стяжетъ и от нихъ уразумленъ не обрѣ¬
тается, в лѣпоту бо речеся ему: врачу, исцѣли себе самъ“ (л. 87 об.—88 об.). Въ печат¬
номъ кіевскомъ Номоканонѣ 7132—1624 г. этотъ списокъ значительно короче (см.
предисловія стр. 3—4): онъ обрывается посланіями Никона (Ій 7). Печатный текстъ
имѣетъ кромѣ того незначительныя отличія отъ приведеннаго. Павловъ справедливо
признавалъ такое предписаніе прямо неисполнимымъ. Яомок. при Волыи. Требн.2, 57 —
68. Въ великѳ-русской церкви встрѣчаемъ предписаніе имѣть по церквамъ „божественныя
правила полныя", т.-е. одну кормчую. А. Э. I, Л* 232 (г. 1551), стр. 228.