Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 135 рить онъ ужъ отъ своего лида): не дѣти суть, почто ми ихъ учити"?1)
Выходило, что древне-русскій священникъ, не имѣвшій духовныхъ дѣтей,
считалъ себя свободнымъ отъ учительной обязанности. Учитедьностъ—
качество обязательное для всякаго пастыря; но въ древней Руси, при
извѣстномъ состояніи просвѣщенія, невозможно было ея требовать отъ
каждаго приходскаго священника. И вотъ мы встрѣчаемъ прямыя запре¬
щенія для нѣкоторыхъ священниковъ „держать духовныхъ дѣтей", а вмѣстѣ
съ тѣмъ учить и читать предъ людьми. „Не подобаетъ не «мысленному
попоби держати дѣтей и учити предъ людьми"2). „Вѣдати же подобаетъ,
нко предсловье слово о покаяньи, не подобаетъ неомыслъну попови дьржати
(т~е. дѣтей) и чьсти предъ людьми"3). Этими предписаніями хотѣли, такъ
сказать, убрать съ глазъ долой поповъ невѣждъ, оставляя имъ изъ пастыр¬
скихъ обязанностей только службу въ храмѣ и требоисправленіе. И всякій
священникъ, бѣлый или черный, имѣвшій способность или только желаніе
сдѣлаться учителемъ народа, долженъ былъ стать духовникомъ, набрать
себѣ покаяльную семью и руководить ее на пути спасенія. И это было
самымъ естественнымъ средствомъ учительнаго воздѣйствія низшаго духо¬
венства на народъ. Въ древней Руси церковная учительность выражалась
ие въ тѣхъ формахъ, что теперь: живой церковной проповѣди не было,
ио она замѣнялась уставными чтеніями въ церкви, а потомъ индивидуаль¬
нымъ тайнымъ руководительствомъ духовника. Когда въ пол. XVII в. подъ
вліяніемъ кіевскихъ ученыхъ появилась на Москвѣ живая проповѣдь,
вто вызвало протестъ среди столичнаго приходскаго духовенства. Никольскій . , гг 1) Тексты, ХЫІ°, 31-33; 60—51. 2) Дубенскій Сборникъ. Сре.тевмпн, Свѣдѣніи н замѣтки, II т., 314. „Понови бо
ршіичаву і горду, заиошту, грубу, неразум'тву не досгоіть быпі попомъ, ни дѣтиі
достоитъ духовныхъ приматп ца поученье, ни достоитъ ст таковому иеповѣдати: собе не
погуще научити, то како иного иаучштгА Тексты, XXII, 12. „Аіце не вѣетъ ноііъ,
цпко учити кающагося и ешцпшии даватп прошву грѣхъ, то лучыіш ему не нришати:
йще вѣсть, то лріеыли“... Діоптра XVI в. Рум. Муз. ДЬ 96, лл. 111 об. —112. 3) Р. И, Б. VI, 845. Наставленія объ исповѣди, откуда взяты приведенныя вы¬
держки, энергично или даже рѣзко выражаютъ запрещеніе несмысленнымъ и некнижнымъ
Попамъ принимать обязанности духовника. „Подобаеіъ же вѣдати, яко неразумиу попу
«лигамъ не подобаетъ держатп дѣтей духовныхъ, но подобаетъ добрѣ умѣющимъ книгамъ
‘№№0 учити люди, а неумѣющішъ лучше не иріиматн на покаяніе". Сборники XVI в. Вол. Б-ки
М 566, л. 80 об.; Д'і1 521, л. 184. По болѣе ранней редакціи наставленіе издано въ
VI т. Р. И. Б. стр. 845—46. „А невѣжи и грубу такову л учти не быти попомъ (т.-е.
Духовникомъ), аже но мочно научнти люди, то лучши не приимати на покаяніе грубому,
да ио погубить себе и людей, слепый бо аще слеица ведетъ и оба въ яму впадутся. Се
Же глаголеть іерѣомъ грубымъ, пже не вѣдать закона и книгъ, то како можетъ иріиматн
№ покаяніа. Невѣдѣніе бо злѣе съгрѣшенія, вѣдая бо аще съгрѣшнть, вѣсть о чомт>
В&йтиея, а не ведый же не творить ся съ грѣшивъ и не вѣсть, о чомъ каятисд. Мнозн
Цй паблудиша, не почнтающе книгъ, а иніи, чтуще и не имѣвшіе ума съвершенна, въ
врись впадаютъ и безъ ума погибаютъ, книгамъ бо учити ся другу у друга, а Богъ
(Шумъ даетъ11. Сборникъ Вол. Б-тш А» 566, л. 74 об. — 75; ср. Р. Л. Б. VI, 836 — 37.
Й|Ь выше, стр. 20 — 21. Церковь употребляла и другое средство ие допускать иевѣжествен-
ЙНХЪ поповъ до должности духовника, наставляя вѣрующихъ не ходить къ нимъ на
Нілнжѣдь (см. выше, стр. 35).