Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
8 ВВЕДЕНІЙ. даннымъ терминомъ обозначался монастырскій старецъ, а не пресвитеръ,
совершитель таинства покаянія, не духовникъ1). Бъ древне-русскомъ сло¬
воупотребленіи этого не наблюдается, хотя, надо отмѣтить, послушникъ,
ученикъ старца называется иногда „сыномъ и чадомъ духовнымъ". Такъ
одно древнее старческое поученіе озаглавлено: „Наказаніе нѣкоего старца
ко сыну и чаду духовному и послушнику во всемъ"2). Прихожане въ
своихъ выборныхъ грамотахъ называютъ духовными отцами своихъ при¬
ходскихъ священниковъ3 4), вѣроятно, потому что послѣдніе были въ то же
время и духовниками ихъ.—Рѣдко встрѣчается выраженіе родитель
духовный*). Въ Стоглавѣ духовникъ названъ два раза—духовный па¬
стырь5). Въ Житіи Даніила Переяславскаго—духовный совѣтникъ(;).
Въ одномъ Сборникѣ к. XV в.—муэюъ духовный'1). Начиная съ полов.
XIII в. и до поздняго времени (кон. XVII ст.) употребляется выраже¬
ніе отецъ душевный, напр., въ духовныхъ Московскихъ князей Симеона
и Ивана Ивановичей8). Есть и соотвѣтственное выраженіе дѣти душевныя;
оно читается въ духовническомъ поученіи, по крайней мѣрѣ, XIII стоя.9).—
Другой русскій терминъ глубокой древности, но менѣе употребительный— никъ, М. 1900, стр. і. Патр. Копстантшіоподьскій, по выраженію одной патріаршей
грамоты, есть „духовный отецъ и владыка, отъ Бога поставленный надъ всѣми христіанами
во вселеннойР. И. Б. VI2, 238 втор. сч. Ср. А. И. I, № 227; А. Э. III, Ѵа 108.—
„И весь Псковъ, со своими отцы духовными съ семи (чипъ, съ всѣми) соборы съ свящеи-
иоиноки, священники и діаконы... ноставшпа но благословенію отецъ своихъ духовныхъ...
церковьII. С. Р. Л. IV, 230. *) Смирновъ, Духовный отецъ, 1 — 14. 2) Нач.: „Сыну и чадо, буди судія своему тѣлу на всякъ день и часъ". Ркп. Соло¬
вецкаго монастыря XVII в. № 56, лл. 202—207. Наоборотъ, духовный отецъ, одинъ разъ
намъ встрѣтилось, называется старцемъ: „иж кто без покаянія есть, тому внѣ церкви
стояти, доколѣ покаяніе пріиметъ от старца, тож входити въ церковь41. Поученіе св. От.
душеполезно, Нач. „Да (е)ще вы и се извѣщу любиміи, понеж вижу вы“... Сборникъ XVI в.
Погодіш. Древдехр. Л» 1590, л. 149. Въ греческой письменности встрѣчается выраженіе
щ(]Т7]р тгѵеиратш) —духовная мать, означающее—игуменія, старица. Но трудно по¬
нять, что значитъ это выраженіе въ русскомъ поношеніи священникамъ. Алмазовъ, ПІ, 241. 3) А. Ю. Б. I, Л» 7, II и III; А. Ю. Л« 358; В. Верюжскій, Аѳанасіи Холмо¬
горскій, ,204, пр. 4) Тексты, ХЫІб 7, 54. Но этотъ памятникъ, вѣроятно, южно-славянскій. Кн. Курб¬
скій пишетъ о лреп. Ѳеодоритѣ Кольскомъ: „отче мой и родителю духовный! “ Сказанія
іш. К-го, изд. Устряловымъ2, стр. 141. 5) Стоглавъ, изд. Субботина, 226, 242. 6) Житіе преп. Даніила, изд. Смирнова, стр, 52, 7) Кир.-Бѣлоз. Сборн. № 9/шб, л. ЗГ. „Подобаеть дѣтемь мужьска полу н жень-
ска овѣмъ убо 14 лѣт, овѣм же по 12-мь лѣтѣ возраста согрѣшеніи исповѣдали мужемъ
духовнымъ". Терминъ» этотъ греческій, см., наприм., извѣстный вопросо-отвѣтъ Анастасія
Синаита. Смирновъ, Духовный отецъ, 201 — 202, 334 н слѣд, Значеніе термина въ гре¬
ческой письменности см. тамъ же, 203—204, прим, 8) Новг. Л. I, стр. 265, г. 1245; Срезневскій, Словарь, I, 751; Р. И. Б, VI 2,
237; XIV, 83, 1280. 9) Тексты, ХЫІй, 1, 51; Замптш, § 45, б. Р. Й. Б. VI2, 868, ст. 62; 870, ст. 75
„сынъ душевный".