Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
{■ 132 ГЛ. IV. ВРАВСТВЕН. М1Р0С03ЕРЦ. ДУХОВНИКА ПО ВОПРОПІАШЮ КИРИКА. і мало обычаевъ и предразсудковъ, воспитанныхъ и привитыхъ духовными
отцами древней Руси, начиная съ самой глубокой древности: можно встрѣ¬
тить исполненіе правилъ худыхъ номоканупцевъ, ими санкціонирован¬
ныхъ. й въ пищѣ и въ половыхъ отношеніяхъ народъ поступаетъ такъ,
какъ наставлялъ Кирикъ. До сихъ поръ не ѣдятъ птицу, умершую въ силкѣ,
считая ее удавлениной, какъ разъяснено Нифонтомъ и записано Кирикомъ,
грѣхомъ считаютъ ѣстъ кровь и молозиво. Въ половой сферѣ у народа
не забытъ до сихъ поръ календарь, врученный Кирикомъ и разработанный
его послѣдователями. Воздерживаются въ посты и святыя ночи подъ празд¬
ники изъ опасенія, что зачатое тогда дитя будетъ воромъ, разбойникомъ или
больнымъ, т.-е. представляютъ себѣ законъ наслѣдственности въ томъ са¬
момъ видѣ, какъ понималъ его Кирикъ. Но уровень понятій, на которомъ
стоялъ древне-русскій духовникъ, былъ очень низокъ, нравственное міро¬
созерцаніе его примитивно я односторонне. Все это, разумѣется, не могло
не отразиться неблагопріятнымъ образомъ какъ на учительной, такъ и на
спеціально пастырской дѣятельности нашего древняго духовника. % г