Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. ІУ. НРАВСТВЕН. МІРОСОЗЕРЦ. ДУХОВНИКА ІЮ ВОПРОШАНІЮ КИРИКА. 123 Бога, вмѣсто епитиміи, а въ качествѣ сорокоуста ихъ служили и но жи¬
выхъ. Замѣна епитиміи обѣднями рекомендуется Нѣкоторой Заповѣдью,
худымъ номокануидемъ, извѣстнымъ уже Кирику. Руководство Кирика
указывало и пропорцію между срокомъ епитиміи и количествомъ литургій:
;10 литургій шли за 4 мѣсяца епитиміи, 20 за 8 мѣсяцевъ, 30 за. цѣлый
„годъ. Но Нифонтъ вызсказался рѣшительно противъ этого обычая,
разсуждая, что въ такомъ случаѣ было бы легко спастись людямъ знатнымъ
и богатымъ, которые могли заказывать сколько угодно литургій и жить
въ свое удовольствіе1). Между тѣмъ наши памятники показываютъ, что
въ послѣдующее время обычай замѣнять епитимію литургіями, всю или
отчасти, былъ очень распространенъ на Руси, и пропорція, указанная Кири¬
комъ, отставалась въ общемъ неизмѣнной.—Неизвѣстно, съ какого времени
возникъ на Руси обычай служить сорокоустъ по живыхъ, встрѣчавшійся и въ
Греціи2). Только извѣстно, что поддерживали его „чревоугодникъ попы“,
„ невѣжи а и „сребролюбцы11, т.-е. духовники, для которыхъ сорокоусты
были доходной статьей3). Наши древніе памятники довольно обстоятельно г) Ст. 76. Въ Дубенскомъ Сборникѣ эта статья читается такъ: „Се глаголютъ нѣціи
и раз читаютъ на лѣта ноетъ, ни пошшіяніе ни заповѣдаютъ, ни отъ мяса и млека ни
отъ питіа не бранятъ, за 40 служебъ за годъ глаголютъ, отвѣт. Се отнюд зло ес, то и
князь бы или богатый сътрѣшая много, и далъ бы на урочныя службы, а сами не тру-
. дяшеся, ни зла не останутся и направды“. Срезпежкій, Свѣдѣнія и замѣтки, т. П, стр. 311.
Тексты, II, 44. 2) Въ примѣчаніи къ 120 канону Каро. соб. (180 по нашей кормчей) въ Пида-
ліонѣ (изд. 1841, стр. 314) сдѣлано разъясненіе въ такомъ смыслѣ, что слова канона
очень удобно подходить къ тѣмъ богохульнымъ и неразумнымъ людямъ, которые, будучи
живы, устраиваютъ поминовеніе себя какъ мертвыхъ. 4-О сорокоустѣ по живыхъ есть
разсказъ въ Житіи нреп. Ѳеодосія Кнновіарха (Ѣ 529),( которое составлено его ученикомъ
Ѳеодоромъ, епископомъ Петры Аравійской (упом. въ 536 г.). Желая внушить ученикамъ
своимъ непрестанное памятованіе о смерти, нреп. Ѳеодосій велѣлъ вырыть могилу. Когда
она была готова, подвижникъ сказалъ ученикамъ: „вотъ могила, кто изъ васъ желаетъ
обновить ее?“ Такое желаніе и высказалъ пресвитеръ Василій, первенствовавшій среди
учениковъ Ѳеодосія: „благослови меня, отче, и я буду обновителемъ могилы". Преподоб¬
ный, подавъ ему чрезъ благословеніе просимое, приказалъ, какъ это обычно при кон¬
чинѣ отцовъ, духовно справлять по немъ третій день, и седьмой, и сороковой". По окон¬
чаніи 40 дней Василій безболѣзненно скончался. Житіе преи. Ѳеодосія Кнновіарха въ
пер. Помяло векш о, Палестинскій Патерикъ, 8 в., 16 — 17. 3) Слово о неномяновеиш живыхъ за упокой. Здѣсь говорится: „ни послушайте
токовыхъ невѣжъ поповъ повелѣніа... таковіи повелѣваютъ чревоядцы, и ціаниды, и сре¬
бролюбцы, закону Божію противницы и аще бы Богу угождали, то сего бы не велѣли тво-
рити окаяннаго, лукаваго поминаниа". 'Тексты, ХХХѴ.І, 39—43. Древне-русскій священ¬
никъ каялся: „еогрѣшихъ, госдодине отче, емля задушіе за живыхъ и за мертвыхъ, и
должныхъ молитвъ не отправливая". Алмазовъ, III, 232; ср. 230- Кажется, на этотъ обычай
мы имѣемъ указаніе въ Житіи кн, Михаила Александровича Тверского (ѣ 1399): „и нри-
хождаху къ нему всего града игумонн и понѳве; своима рукама многое сребро на соро¬
коустья тѣмъ по даваніе и свое имя предъ собою иаписовати въ поминаніе веля; они же,
предъ очима его и зрящу ему, написовахуть Матвѣй имя ему". П. С. Р. X XI, 182.
Служило ли тверское духовенство сорокоустъ до смерти князя (въ продолженіе 8 дней),
въ Житіи не говорится. Но заиисью въ синодикъ за упокой, какъ ясно изъ Слова о
непоминовеніи, обычно начинался сорокоустъ по живыхъ.—Въ ІІомяшшкѣ Румянц. Му¬
зея XV в., Ла 383, л. 1, въ числѣ поминаемыхъ за упокой помѣщено имя „Еогѳимьи"