Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. IV. НРАВСТВЕН. МГРОСОЗЕРЦ. ДУХОВНИКА ПО ВОПРОШАНІЮ КИРИКА. 121 / удавленина, кровь и молозиво*). На чистую недѣлю, т.-е. на первую не¬
дѣлю великаго поста, на день Воздвиженія и на время епитиміи есть
опредѣленныя предписанія на счетъ стола* 2). Должны были поститься и
дѣти. Младенецъ, по мнѣнію нашего древняго духовника, могъ нарушать
посты только въ первый годъ своей жизни, на второй его отнимали отъ
груди3). Нарушеніе устава о пищѣ оскверняетъ человѣка, какъ и несоблю¬
деніе плотского воздержанія, и лишаетъ его доступа и прикосновенія къ
святынѣ. Постъ долженъ предшествовать этому прикосновенію и сопро¬
вождать его. Отсюда вопросъ, можно ли ѣсть мясо, приложившись ко кре¬
сту,—вопросъ, который рѣшался разно древне-русскими іерархами4).
Особенно строгое воздержаніе требовалось передъ причащеніемъ св. Таинъ
и послѣ. Кирикъ убѣжденъ, что пріобщаться можно только натощакъ, и
его смущали, повидимому, даже грудныя дѣти, которыя не могутъ по¬
ститься5 6 *). Человѣка, приступающаго къ великому таинству, оскверняетъ
даже мысль о пищѣ, даже намеки на процессъ ѣды. Иначе нельзя объ¬
яснить, что видѣлъ Кирикъ грѣховнаго въ томъ, если человѣкъ „яйцемъ
толчетъ въ зубы до обѣдни" въ день св. Пасхи, когда древне-русскіе хри¬
стіане обыкновенно пріобщались8). Савва придумываетъ еще такой казусъ г) Ст. 86—90. Ср. Номоканонъ Котелерія, ст, 70. Р. И. Б. VI, 380—381,
922. Ѣсть рыбью кровь не воспрещалось (ст. 86). Ср. Волок. № 560, л. 90 об.
„Се ѣдимъ кровь рыбыо, а не убиваемъ ни рѣжемъ, сама мретъ рыба выннта изъ
воды? Въ томъ нѣс(ть) грѣха; то есть отъ воды, ино отречено кровь скот(і)я, и звѣ¬
рина, и нтичия“. 2) Стт. 1, 25, 36. 3) Саввы, ст. 20: „Достоить ли, рече, другое говѣніе колоду дитяти обаче молоко
ѣсгн, аже будетъ болно?—Ци лучеѴуморити? Аще ли мат ерь одииу, то хотяче 3 лѣта, или
4, или 5, аже не будетъ другого дѣтяти по яемьц. Подъ „говѣньемъ14 здѣсь разумѣется
великое говѣнье, т.-е. великій постъ: въ приведенной статьѣ „ говѣнье “ параллельно слову
„лѣто“. Для младенца шелъ вопросъ о воздержаніи отъ молока только въ великій постъ,
потому что по студійстому уставу въ малые посты не возбранялось мірянамъ ѣсть мо¬
лочное и яйца. Мансветовъ, 0 постахъ. Прчб. къ тв. св. От, 37 ч., 666 — 67.
Нифонтъ оказывается очень снисходительнымъ въ рѣшеніи итого вопроса, Савва гора¬
здо строже. Неизвѣстно откуда послѣдній взялъ запрещеніе скоромиться младенцу на вто¬
рой годъ. Въ извѣстныхъ намъ правилахъ древности разрѣшаются два или три говѣнья,
другими словами, два или три года. Тексты, IV, 32; XIX, 55 (ср. Віагше, VI, 121 рр.);
ХНІ25. Отсюда исповѣдной вопросъ женамъ: „или дѣтя сосила на трет(ь)е говѣ-
ні$ѳв? Алмазовъ, III, 167. Когда студійскій уставъ былъ вытѣсненъ болѣе строгимъ
іерусалимскимъ, запрещавшимъ мірянамъ молочную пищу въ апостольскіе посты, съ этого
времени тѣ же правила стали пониматься въ болѣе строгомъ смыслѣ: младенцамъ раз¬
рѣшалось молоко въ два или три поста ихъ жизни, т.-е. менѣе года. *) Кирика, ст. 25; Саввы, ст. 4 (см. выше, стр. 110—111, прим.). Ср. Тексты,
XIX, 41—42; IV, 15. Въ Дубенскомъ сборникѣ XVI в. Петерб. Дух. Ажад. № 129,
іл. 125 об. —126, послѣдняя статья читается съ такимъ дополненіемъ: „а мощи святыя
цѣловавъ, достоитъ ясти кадугеромъ масло, а бѣлцемъ мясо того дни". 5) Стт. 48, 58- Ср. Отвѣты нитр. Кипріана игум. Аѳанасію: „Младеньца же
сьблюдати отъ ястья и питіа къ святому причастію, аще не къ смерти будетъц, Р. И.
Б. VI, 250. 6) Кирика, стт. 59 и 58. Тексты, XI, 25. Если человѣкъ утромъ предъ прича¬ щеніемъ мылся, и вода попала ему въ ротъ, это не служило препятствіемъ къ принятію