Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
120 ГЛ. IV. НРА8СТВЕН. МІРОСОЗЕІЩ. духовника по вопрошанію КИРИКА. сосудѣ нечистоты, и у Саввы, женатаго священника, является знаменитый
вопросъ владыкѣ: „аще случится платъ женскый въ порта вшити попу,
достоить ли въ томъ служити портѣ“? Своимъ отвѣтомъ владыка вскрылъ
тайную мысль духовника о нечистотѣ женщины: „развѣ жена погана “?*)
Вопросомъ о пищѣ Кирикъ занимается также довольно подробно.
Какъ и въ половую сферу онъ стремится внести сюда строгую регламен¬
тацію. Нѣкоторые роды пищи воспрещаются совершенно (мясо бѣлки, * 9XV в. считалось на Руси предосудительнымъ * для просвирни ѣсть мясо. Р. И. Б. VI,
433—Посланіе митр. Фотія во Псковъ 1422 — 25. Съ этимъ предразсудкомъ боролся Максимъ
Грекъ. Сочиненія его, иЗд. Каз. Дух. Акад,, III, 239 — 40. Изъ всего этого ясно, что
просвирню представляли въ древней Русн существомъ, вдавішшъ себя на служеніе Богу,
чистымъ по преимуществу, немогущимь осквернять себя ни плотскою страстью, ни мяс¬
ною пищею. Это объяснитъ намъ, почему просвирни имѣли такое значеніе въ глазахъ
народа въ древней Руси, по свидѣтельству Стоглава. О чистотѣ просфоръ заботились на Руси съ глубокой древности. Это видно изъ
замѣчанія нреп. Нестора о прен. Ѳеодосіи Печерскомъ, который, будучи отрокомъ, зани¬
мался печеніемъ дросфоръ:- „Се же тако Богу изволивъіию, да нроекуры чисты прино¬
ситься въ церковь Божію от непорочнаго и несквернаго отрока**. Житіе Ѳеодосія, 45;
Патерикъ Печерскій, 18, 145. Просвиры пекли у насъ въ древности но воскресеньямъ
и тогда запрещалось сажать въ печь вмѣстѣ съ ними хлѣбы, исключая нужды (Тексты, XIX,
68; IX, 53; XI, 53). „Въпрос. А хлѣбъ печи въ недѣлю шц ни? Оттьт. В недѣлю достоить
нроекуры печи едины, а хлѣба не печи44. Сборникъ XVI в. Волок. Б-ки № 566, л. 124.
Въ исповѣдныхъ вопросахъ женамъ и дѣвицамъ есть между прочимъ такой: „или въ
недѣлю хлѣбы пекла4*? Алмазовъ, ІИ, 167. Запрещалось изъ одного и того же тѣста
печь просфоры и хлѣбъ для домашняго употребленія: „Аще просвирня мѣситъ тѣсто на
просвиры, да емлетъ из того же тѣста себѣ, и теми просвирами не служитиСборникъ
Б-кн гр. Уварова ЛІ* 579 (936), л. 46, Испеченную просфору также надо было беречь
отъ оскверненія: отъ паденія на землю {Тексты, I, 26 (С 7); XIII®, 26), отъ съѣденія
нсомъ (VIII, 35; IX, 46; XIIIй, 3). Запрещалось ее рѣзать ножомъ или крошить въ
уху (VIII, 42; IX, 47; XIX, 32; XIII4). Въ Сборникѣ к. XV в. Кир.-Бѣлоз. Б-ки 9/ю86, м* 22 об.—23, есть статья: „Просфиръ не подобаетъ ясти ни со млекомь, ни с
сыром, ни с рыбами, но чинно особь да снІдяться44. Въ Мѣрилѣ Праведномъ XV в.
Моск. Дух. Академіи № 187, л. 184 и об., дается такой отвѣтъ на вопросъ: можно ли
пресвитерамъ дѣлить просфоры, кому они хотятъ? „Възнесеныя убо просфоры раздроб¬
лены, рекше, изъ нея же агнецъ взятъ есть, никакоже просто не ясти, но въ церкви
точію, дондеже вся изъѣдена будетъ, обильныя же от нихъ не съ млѣкомъ, ни съ сыромъ,
ни съ рыбами, но чинно и особно да я даться44. Вынутую просфору запрещалось ѣсть
оглашеннымъ и покаяльникамъ. „Приносимыя просфиры (т& 7Гроосрерорзѵа) на жертву
во святый олтарь, но потребленіи святыхъ Даровъ причетницы да раздѣлятъ, оглашеніи
же да не вкусятъ отъ нихъ, но токмо вѣрніи44. Ср.,8 йрав. Ѳеофила Алекс. по Печ. Ііормч.
Вопросъ. Възбранѳнымъ от причащенія святыхъ даровъ аще подобаетъ ясти просфоры?
Отвѣтъ. Обрѣтаемъ въ книгахъ святаго Федора, Секіота: „таковымъ се възбранено*4.
Почитаніе освященной просфоры въ древней Руси Можно видѣть въ разсказѣ новгород¬
скаго лѣтописца объ основаніи Михалицяаго монастыря на мѣстѣ, гдѣ произошло чудо съ
просфорой. Норг. X 2 и 3, стр. 198—200. х) Саввы, ст. 6. Въ „Поученіи святыхъ Отецъ къ новой остриженнымъ инокамъ**
говорится: „а къ женьску бы ти платну не ирикоснутися ни ко отрочатню, развѣ ну¬
жда*4. Матеріалы для исторіи рус. церкви. Харьковъ, 1861 г., I, 180. Но здѣсь рѣчь идетъ,
невидимому, не объ оекверяеніп платьемъ женщины какъ нечистымъ (оио стоитъ рядомъ
съ платномъ оторока), а объ осверненіи монашеской мысли похотью, вызываемой прико¬
сновеніемъ къ тому и къ другому предмету.