Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. IV. НРАВСТВШ. ШРОСОЗЕРЦ. ДУХОВНИКА ПО ВОПРОШАнПО КИРИКА. 119 Въ вопросахъ Кирика о женщинѣ сквозитъ ясная мысль о ея осо¬
бенной нечистотѣ. Нѣкоторыя болѣзни дѣлаютъ ее нечистой и лишаютъ
права вступать въ церковь, цѣловать евангеліе, ѣсть антидоръ1). Рожденіе
ребенка разсматривалось какъ явленіе, оскверняющее не только мать, но
даже и ту храмину, гдѣ оно произошло, обитателей этого дома и особенно
повивальную бабку. Въ домъ, гдѣ родился ребенокъ, можно было входитъ
не ранѣе, какъ черезъ три дня, предварительно весь вымывъ и прочитавъ
молитву, которую творятъ надъ оскверненнымъ сосудомъ2). Если женщина,
родивши, станетъ въ тотъ же день помирать, и потребуется пріобщить ее
св. Таинъ, ее нужно было перенести въ другой домъ3). Женщину, нужную
въ церковномъ хозяйствѣ, очень осторожно допускали до святыни, И вотъ
почему наши древнія церковныя правила много занимаются просвирней.
Въ состояніи нечистоты она не могла печь просфоръ и вообще древне¬
русская просвирня, по этимъ правиламъ, была въ нѣкоторомъ родѣ вестал¬
кой4 *). Такъ нашъ древній духовникъ доходилъ до мысли о женщинѣ, какъ передъ службой, что свидѣтельствуетъ о его живучести. „И се подобаеть творити: в онже
день мнется нонинъ, томъ дни да не служить. Да иреж служенію днемъ мнется и тако
служить; подобаеть полови в онже днъ служнвше, в той день до глезну (въ) воду не ступали®.
Сборникъ XVI в. Волок. Б-ки № 576, д. 255. Ср. Тексты, XIIIб, 14; IX, 21; XIX,
124; также А. Бычкова Описаніе сборниковъ Й. Пуб. В-ки, 514. Дальнѣйшее казуисти¬
ческое развитіе этого запрещенія наблюдается въ слѣдующей статьѣ: „А попу, мывся,
того дни ити ли къ болю з дары?—Аже будетъ токмо нужа велика, ино ити, а тому аже
будетъ часъ смертный. А той попъ, прикосновенія ради честнаго тѣла Христова оіштемью
да понесетъ1“. Р. И. Б. VI, 839, ст. 17. Обычай мыться послѣ пріобщенія св. Таинъ
шелъ изъ Греціи. См. Замѣтки, § 29, а. Къ этому надо добавить слова Ѳеодора Сикеота
(ѣ 613): „Велми согрѣшаютъ, мыючиея ио святомъ комканіи®. Мѣрило Праведное XIV в.
Б-ки Троице-Сергіевой Лавры № 15 (2026), л. 345 об. И въ житіи его говорится: „зази-
раше святый, еже мытиси по комканіи, еже творятъ миози, паче же саноіштіи®. Сре-
зпевскій, Словарь, И, 219, подъ словомъ „Мытися®. *) Саввы, ст. 23. 2) Кирика, ст. 42, 46. Вѵ Заповѣди ко исповѣдающимся читается статья: „жена
аще родитъ дѣтя, не лети съ нею®. Тексты, XIX, 62. „Жена аще родить дитя, то, мо¬
литву взедіъ, тоже ясти с нею; аще не вземъ молитвы, то ни®. Сборникъ XVI в. Волок.
Б-ки № 566, л. 114 и об. а) Саввы, 2 ст. Ср. Р. И. Б. VI, 920 ай Ші. Отвѣты Негра Хартофил. РаХХт) хаі
ПотХгі, V, 372. 4) Иліи, ст. 12; Кирика, ст. 98. Въ особой редакціи Вопрошапія (Тексты, I, отд.
14) статьи эти читаются нѣсколько но другому. Статьи въ такомъ родѣ встрѣчаются очень
ч^.сто въ нашихъ древнихъ памятникахъ, см. Замѣтки, стр. 891, пр. 4. „ О печистоте.
Аще бываетъ женамъ нечистота, тогда не печ проскуръ 20 дней®. ІІомок. Б-ки гр. Ува¬
рова № 569 (329), л. 87 об. „Жена, прежде даже не очистится отъ еже ио обычаю
бываемым еи, проефуры да не творить, то ни да коснется еи никакоже®. Болгар. Номо¬
канонъ к. XIV в. И. Пуб. Б-ки О- И. № 90, лл. 92 об. —93. Подобныя предписанія читаются въ Номоканонѣ Котелерія, стт. 335 — 337 и 544—545. Судя по слѣдующимъ церковнымъ постановленіямъ, просвирнями на Руси были вдовы, но только послѣ перваго
брака, и притомъ пожилыя. „А проскурннцы бы были вдовы единаго мужа не менши
50 лѣтъ®. (Урезпевскій, Словарь, II, 1570 (ссылка на А. А. Э. I, № 229—невѣрна). Отъ
нихъ. требовалось соблюденіе чистоты тѣлесной и душевной, бывать на исповѣди. Замужъ
выходить имъ запрещалось. Р. И. Б. VI, 137, 259, 433, 922—23. Ужъ въ началѣ