Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
118 ГЛ. IV. НРАВСТВЕН. МІРОдОЗЕРЦ. ДУХОВНИКА ПО ВОПРОШАИІЮ КИРИКА. совъ новгородскаго духовника лежитъ представленіе, что супружескія отноше¬
нія только терпимое зло, и епископу приходилось напоминать своимъ во¬
прошателямъ истину, что „въ своей женѣ нѣтуть грѣха1что „ни въ грѣхъ
положена своя жена“ *). Далѣе духовникъ думалъ, что во избѣжаніе грѣха
эти отношенія можно регламентировать самымъ точнымъ образомъ и для
супруговъ можно дать уставъ—подробный календарь. Кирику помогли здѣсь
худые номоканунды; изъ одного онъ выписываетъ статью, которая гласитъ, что
дитя, зачатое въ пятокъ, субботу и воскресенье, будетъ больнымъ или пре¬
ступнымъ человѣкомъ2). Подобные вопросы интересуютъ Кирика гораздо
живѣе, чѣмъ состояніе тогдашней русской семьи, о которой онъ даетъ лишь
краткія упоминанія3). Два существа обращаютъ особенное вниманіе Кирика
въ вопросахъ этого отдѣла: первое, потому что имѣетъ очень близкое
соприкосновеніе съ святыней, второе, потому что очень часто бываетъ
нечисто,—это: священникъ и женщина. Въ Вопрошаніи Кирика древне¬
русскій священникъ находилъ полезныя указанія на множество казусовъ
своей семейной жизни и служебной практики. Онъ узнавалъ, что не имѣетъ
права исповѣдывать свою жену и не можетъ давать ей молитву кромѣ
крайней нужды, но причащать ее можетъ4). Вопрошаніе наставляетъ свя¬
щенника, какъ онъ долженъ вести себя съ женой, если у него служба
черезъ день, гдѣ стоять ему въ церкви послѣ ночи, проведенной съ женой,
какъ поступать въ случаѣ ночного оскверненія у что дѣлать ему, если
жена измѣнитъ5). Опасаясь осквернить святыню своей плотской нечистотой,
новгородскіе священники XII в. обычно мылись рано утромъ передъ
службой, какъ о томъ прямо свидѣтельствуетъ архіеп. Илія6). Этому
обычаю, видимо, сочувствовалъ Савва, который спрашивалъ архіеп. Нифонта:
„можно ли священнику служить, когда вымоется, вставши рано, и потомъ
поспитъ или не поспитъ?^ Но владыка энергично осудилъ обычай7). х) Иліи, ст. 21; Саввы, ст. 4. 2) Саввы, ст. 22. Кирика, ст. 73—74; ср. 57- Замѣтки, § 5, а, б, л. 3) Стт. 69, 70, 92 и 93. Архіеп. Илія гораздо обстоятельнѣе описываетъ рус¬
скую семью XII в. въ своемъ Поученіи. 4) Саввы, ст. 21. См. выше, стр. 35—36; Кир., ст. 19 и 20. Ср. Тексты, XXV, 32. Во¬
просъ о причащеніи своей жены священникомъ былъ поднятъ въ эпоху исправленія
книгъ при патр. Никонѣ. Въ Номоканонѣ при Большомъ Требникѣ, напечатана была
142 ст.: „Священникъ аще стыдится иричастити діену свою, и дастъ Чашу и причаститъ
ю инъ, проклятію сидеваго нодлагаетъ 103 правило еже въ Труллѣ,“ — читающаяся и по-
гречески, но выпущенная въ прежнихъ московскихъ изданіяхъ. Павловъ, Номоканонъ
при Большомъ требникѣ, 280—283, 57 и 63, пр. 2. Противники Никона протестовали
противъ этого „новшества1*, указывали и на неправильную ссылку на несуществующее
103 нр. Трулльскаго собора. Субботинъ, Матеріалы, I, 478; IV, 146—147, 307. 5) Ст. 26—29 (ср. Каре. 4 нрав.), 77, 81—82 (ср. Зіагіпе, VI, 143, о) Саввы,
ст. 4; ср. Номоканона Котедерія ст. 117 — 118. Въсиросъ священническій, ст. 58 (Р. И.
Б. VI, 867). й) „А се ми ся годило вѣдати и слышати у ирьвыхъ поповъ, оже рано мывшеся
(ср. Саввы, ст. 11: „вымоется, вставши рано44), а на обѣднін служатъ: а то вы, братіе,
велми грубо, не мозіте того створіти44. Ст. 12. 7) Въ древне-русской канонической письменности встрѣчается не мало правилъ, соот¬
вѣтственно разъясненіямъ двухъ новгородскихъ владыкъ, запрещающихъ обычай мыться