Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. IV. НРАВСТВЕН. МІРОСОЗЕРЦ. ДУХОВНИКА ПО ВОПРОШАЙ ІЮ КИРИКА. 117 интересовали Кирика. Во всемъ его Вопрошаніи одна только статья такого
порядка—о процентахъ (ст. 4). Вообще вопросы Кирика носятъ казуисти¬
ческій характеръ и вытекаютъ изъ общей мысли о нечистотѣ, какъ источ¬
никѣ человѣческаго грѣха. Кирикъ защитникъ чистоты. Его интересуетъ вопросъ объ освященіи
оскверненныхъ сосудовъ, вопросъ о томъ, можно ли пить изъ лохани, въ
которой мылся, и проч.1). Нечистота же человѣка, по его представленію,
проистекаетъ изъ двухъ источниковъ—изъ похоти и изъ употребленія пищи,
и большая часть интересующихъ его казусовъ нравственной жизни сво¬
дится къ нечистотѣ того или иного вида. Но нечистоту Кирикъ понимаетъ
очень широко: онъ считаетъ сквернымъ даже больного человѣка, у
котораго гной или кровь идетъ изо рта2). Также широко онъ понимаетъ
и святыню. Церковныя таинства (въ особенности причащеніе св. Таивъ),
евангеліе, крестъ, иконы и мощи, просфоры, даже простыя книги, празд¬
ничные дни и посты—все можетъ подвергаться оскверненію со стороны
нечистаго человѣка. При такомъ пониманіи нечистоты и святыни случаевъ
ея оскверненія было возможно очень много. Кирикъ неистощимъ въ подоб¬
ныхъ вопросахъ, а Савва, который стоялъ на той же точкѣ, зрѣнія, хотѣлъ
знать, можно ли служить на просфорѣ, которая упала на землю, и пола¬
галъ, что крестъ и иконы могутъ оскверняться, находясь въ спальнѣ
супруговъ3 * * * * * *). Мы не станемъ приводить всѣхъ этихъ вопросовъ, касающихся плот¬
ской нечистоты человѣка. Въ нихъ такъ много нецензурныхъ подробностей,
что Калайдовичъ, издавая, сократилъ памятникъ. Въ основѣ подобныхъ вопро¬ похотѣнье человѣку духовнымъ и тѣлеснымъ дѣломъ: снанию время и мѣра, похотѣнию
ѣдению время и мѣра, питию время и мѣра, женоложыо похотѣныо время и мѣра. Что ли
боле въ имена ішрти? Всему есть нохотѣнию время и мѣра уречено, живущему въ вѣрѣ
чистей, крестьяньствѣ. Да аще вся та похотѣниа дѣати будетъ безь времене и без мѣры,
то грѣхъ будетъ въ души, а недугъ въ телѳси. Недугъ весь роздаеться въ телеси чело¬
вѣчій въ кручинѣ, кручина же съсядеться отъ излишняго пития и ядѳния и спания и
женоложья, иже безъ времене и без мѣры11. А. Попова, Первое прибавленіе къ опис.
рукой, и каталог. книгъ ц. неч. Б-ки А. И. Хлудова, стр. 56. йзв. II Отд. И. А. Н.
XVII (1912), кн. 3, 77. Соболевскаго Матеріалы и замѣтки но древне-русской литературѣ.
Въ Сборникѣ 1491 г. И. II. Б-ки ф. I, № 1191, л. 5 об. (описаніе его въ Отч.
Пуб. Б-ки за 1895 г!, 108 сл.) читается Поученіе „О казнѣ злѣй". Нач. Сію золь в себѣ
дръжимъ. и нротиву той зли казнь в нас же есть. Се же есть золь в насъ... не творимъ
воли Его и заповѣди Его не соблюдаемъ". Далѣе слѣдуютъ приведенныя выше слова
изъ поученія Моисея. Коп. „но Божіимъ новелѣніемъ вся ти Бога боятся". Не значитъ
ли это, что оба текста—отрывки болѣе обширнаго ноученія? д) Стт. 2, 35. 2) Стт. 61-62. 3) Саввы, стт. 7 и 4. Послѣдняя статья читается иногда съ добавленіемъ: „Аще ли с чюжею или холостыя блудитъ, а ту иконы и крестъ честный, тимъ грѣхъ есть великъ". Сборникъ XVI в. Волок. Б-ки № 560, л. 83; ср. Тексты, XI, 15. Въ иноческомъ по- новленіи читаемъ: „И безстудно блудная и прелюбодѣйная дѣла хворяхъ безчисленно... предъ святыми образы Господа Нашего Іисуса Христа и честныя Его Матере и всѣхъ святыхъ Его азъ окаянный". Сборникъ XVI в. Волок. В-ки № 560, л. ПО; ср. Алмазовъ, ІИ, 214; Минея общая XV в. Моск. Дух, Акад. Л» 77, л, 308 и слѣд.