Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ.ІѴ. НРАВСТЬЕН. МІРОООЗЕРЦ. ДУХОВНИКА ПО ВОДРОШАШЮ КИРИКА. 11В ресовался, что такое пишутъ иконописцы на головахъ трехъ отроковъ и
другихъ пророковъ, и узналъ, что это нѣчто вродѣ клобука, въ которомъ
ходили ефесяне1). Иногда онъ просилъ объясненія на непонятныя слова
или изреченія Писанія новаго и ветхаго завѣта: что такое „зерно горющ-
ное“? что значатъ слова пророка (Захаріи, ѴІП, 23): „десять мужей
имется по ризу жидовина"?2) Въ Вопрошаніи не мало разсѣяно черта, рисующихъ бесѣды Кирика
съ своимъ владыкой и отношенія ихъ между собою. Встрѣтится Кирику
затрудненіе въ его практикѣ, замѣтитъ онъ какой-нибудь странный обычай
или узнаетъ о непонятномъ ему распоряженіи своего епископа, онъ идетъ
къ Нифонту3). Кирикъ, кажется, готовился къ бесѣдамъ и являлся съ
книгами, читалъ изъ нихъ владыкѣ, требуя обсужденія или толкованія.
Нифонтъ нерѣдко соглашался сь прочитаннымъ, разъяснялъ Кирику прак¬
тическое приложеніе разныхъ статей, иногда же рѣшительно осуждалъ
книги4). Кирикъ, случалось, здѣсь же и записывалъ рѣшенія владыки5). На
этихъ аудіенціяхъ попросту присутствовалъ домовый священникъ Нифонта
и вставлялъ свое слово6). Бывали тутъ и другія, можетъ быть, посторон¬
нія лица, которыхъ приходилось удалять на время, когда разговоръ касался
нѣкоторыхъ подробностей духовнической практики7). Вообще здѣсь неза¬
мѣтно строгаго этикета. Кирикъ не стѣсняется возражать епископу, пуская
въ ходъ свою эрудицію. Задавъ владыкѣ вопросъ и не дождавшись его
мнѣнія, онъ иногда предлагалъ свое собственное рѣшеніе. И епископъ
соглашался съ своимъ собесѣдникомъ, даже хвалилъ его, когда онъ думалъ
иди дѣйствовалъ правильно; Кирикъ ударялъ владыкѣ челомъ8). Но под¬
часъ Нифонтъ смѣялся надъ вопрошателемъ и укорялъ его, приходя въ
удивленіе отъ его аргументаціи, настойчиво запрещалъ, сильно гнѣвался
или отмалчивался9). Вотъ сцена. „Я спрашивалъ, говоритъ Кирикъ, можно гору, на нейже постави святая Едеііа крестъ благоразумнаго разбойника*. Прав. Пал.
Сб. 45 выи., стр. 15. х) Ст. 39. 2) Ст. 23—-24. Объясняя'„зерно горющное", Климента припоминаетъ соотвѣтству¬
ющее греческое слово „синаиь* — вар. „синапрь*, т.-е, оІѵош. Ото показываетъ, что
Климентъ зналъ по-гречески. 3) Ст. 8, 52. *) Ст. 18, 73—76. 5) Ст. 10: „Самъ напсахъ и оконо тако молвяше"... 6) Ст. 90., 7) По особой редакціи Вопрошавія (Тексты, I, отд. 30) послѣ ст. 84 о паденіи
священника съ женщиной читается: ..се же (въ устна) глаголощима нама высла (вар.
выславъ, выслахъ) всѣхъ вонъ: что ес устнама оскверненье*... Далѣе идетъ ст. 78. „Уст-
нама оскверненье* — ср. Васил. Вел., 70; Іоаннъ Постникъ, изд. Суворова, 420—421; ср.
Заозерскаго предисловіе къ изд. Номоканона Іоанна Посты., 55; Зонара въ толков. на
9 пр. Неокес. собора; Вопросы святогорскихъ монаховъ яатр. Николаю у Порфирія,
Исторія Аѳона, Ш, 1, 219. 8) Стт. 5, 12, 8; ср. Саввы, 17 и 18. 9) Стт. 17, 57, 65 по особ. ред., 75, 79, 87, 90. Ст. 12 Саввы по особой
редакціи (Тексты, I, отд. 26) читается такъ: „а иже со другомъ разломивъ (св. Агнецъ)
служили, сваряшеся велми“; въ обычной редакціи сглажено: „не веляше“, Ср. Замѣтки, § 3, к.