Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
112 ГЛ. IV. ЯРАВСХВВН. ШГОООЗЕРЦ. ДУХОВНИКА НО ВОПРОШАШЮ КИРИ.КА. лось съ другими1). Живые авторитеты для Кирика были такъ же много¬
численны, какъ и письменные. Его довѣрчивость и неразборчивость ска¬
зались и здѣсь. Кирикъ прислушивался къ повѣрьямъ2); принималъ во
вниманіе то, что слышалъ гдѣ-нибудь по вопросамъ богослужебной прак¬
тики2); наконецъ, онъ вѣрилъ извѣстіямъ изъ вторыхъ рукъ, шедшимъ
будто бы отъ епископовъ, и попадалъ впросакъ4). Впрочемъ, какъ видно,
многое, принятое отъ лицъ неособенно надежныхъ и даже вычитанное
въ книгахъ, Кирикъ провѣрялъ показаніями своего владыки, а его рѣшенія
сопоставлялъ съ церковными правилами и данными елитимейниковъ5).
Вѣря въ существованіе опредѣленной нормы церковнаго строя, онъ ста¬
рался уяснить ее для себя съ возможной точностью, во всѣхъ деталяхъ. Но интересы Кирика не ограничивались духовнической и богослу¬
жебной практикой. Его занимали также и богословскіе вопросы теорети¬
ческаго характера. Онъ спрашиваетъ митрополита: „гдѣ есть креста чест¬
ный т.-е. крестъ, на которомъ распятъ Господь, и записываетъ такой
отвѣтъ: „говорятъ, что не дойдя до Царьграда, когда былъ обрѣтенъ (и
перевозимъ), онъ вознесся, на небеса; мѣсто это зовутъ Божіе Вознесеніе,
а на землѣ осталось только его подножіе “ь). Другой разъ Кирикъ заинте- Ннфонта Новгородскаго. Несомнѣнно, что въ данномъ случаѣ одинъ іерархъ поручалъ
другому узнать мнѣніе третьяго. Но намека на какое-нибудь посольство здѣсь не видно.
Есть основаніе думать, что Козьма, еи. Полоцкій, былъ противникомъ митр. Климента
вмѣстѣ съ Нифонтомъ Новгородскимъ и Мануиломъ Смоленскимъ (Ипат. Лѣт. 1156 г.,
стр. 333; П. С. Р. Л. VII, 65; ср. II, 304). Впрочемъ Голубинскій—Исторія, I, 12,
305, пр. 3,—не признаетъ Козьму противникомъ Климента Смолятича. Никольскій, О литер.
трудахъ м. Климента Смол., IV, наоборотъ, считаетъ его противникомъ Климента. Воз¬
можно, что и Козьма, подобно Нифонту, былъ призванъ въ Кіевъ и посаженъ. Тогда всѣ
три іерарха легко могли обмѣниваться мнѣніями по вопросамъ церковной практики.
Если справедлива догадка митр. Макарія (Исторія, III3, 16 стр.), что Козьма, поста¬
вленный въ 1143 г., могъ быть грекъ: „его могли привести съ собою изъ Константинополя
князья полоцкіе, жившіе тамъ въ изгнаніи и только что возвратившіеся на родину въ
1140 г.",—то можно понять, почему обращались съ вопросомъ къ этому владыкѣ. г) Ст. 46. Можетъ быть, впрочемъ, здѣсь рѣчь о бѣляхъ: „тѣлънаго ради женскаго"
въ особ. ред.— „бѣлаго дѣля женскаго" (Тексты, I, отд. 13; Замѣтки, § 3, к). 2) Ст. 17: „а оже то молвятъ: запечатати ему будетъ"—о причащеніи бѣсноватыхъ. 3) Ст. 38: „Се пакы индѣ слышалъ*... о поминовеніи умершихъ. 4) Ст. 87. 5) Ст. 1, 92—94. й) См. 37. Отвѣтъ этотъ характеренъ для Климента, конечно, несочувственно
относившагося въ Царьграду. О вознесеніи на небо и сошествіи на землю креста Го¬
сподня въ концѣ міра говорится въ Откровеніи Меѳодія Пахарскаго. Тихонравова Памят¬
ники отреченной письменности, И, 225 и 263. Въ паломнической письменности встрѣ¬
чается не разъ также легенда о вознесшемся и висящемъ на воздухѣ крестѣ благораг
зумнаго разбойника. Иг. Даніилъ пишетъ объ островѣ Кипрѣ: „Н ту есть гора высока
зѣло и на той горѣ святая Елена крестъ поставила... Стоитъ на воздусѣ крест-отъ.
ничимъ же не придержится къ земли; но токмо Духомъ Святымъ носимъ есть на воздухѣ".
Прав. Пал. Сборн. 3 вып., 11; ср. изд. Норова, 12 — 14. Та же вставка въ рки. Бусла¬
ева, Опис. И. А. Бычкова, стр. 150, и Жданова, Сочиненія I, 557—58, нрим. Иг. Агре-
фенгй: „На Кинри островѣ крестъ благоразумнаго разбойника, и ту ражается много
сахару". Пр. Пал. Собрн. 48 вып., 2 стр.; ср. Хожденіе инока Варсоноѳія: „ходилъ на