Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
108 ГД. IV. НРАВСТВИН. М1РОСОЗЕРЦ. ДУХОВНИКА ПО ВОПРОШАШЮ КИРИКА. Вопросы Иліи свидѣтельствуютъ о вполнѣ сознательномъ отношеніи его
къ правамъ и обязанностямъ духовнаго отца, о серьезномъ практическомъ
направленіи ума, о его внимательномъ и заботливомъ отношеніи къ дѣй¬
ствительнымъ нуждамъ покаяльной семьи и рѣдкой снисходительности
къ ея немощамъ,—снисходительности, которая обнаруживаетъ тактъ и
вѣрное пониманіе нуждъ духовныхъ дѣтей его. Это опять таки очень
выгодно отличаетъ Илію отъ Саввы, который, судя по его „главамъ
интересовался исключительно внѣшней чистотою человѣка да нѣкоторыми
литургическими подробностями1). Исторіи Илія извѣстенъ болѣе своею
архипастырской дѣятельностью (а въ агіографической литературѣ, подъ
именемъ ев. Іоанна Новгородскаго^путешествіемъ въ Іерусалимъ на бѣсѣ).
Съ вопросами онъ обращается къ Нифонту и только однажды ссы¬
лается на Аркадія, своего предшественника по каѳедрѣ, неизвѣстно, быв-А
піаго тогда епископомъ, или же ега,е игуменомъ2). Вопрошаніе Иліино
писано было, кажется, въ одно время съ Кириковымъ. Не видно, однако,
зналъ ли Илія Вопрошаніе Кирика и Саввины главы, будучи духовникомъ
и священникомъ; но получивъ санъ Новгородскаго владыки, на, первомъ
же епархіальномъ соборѣ (13 Марта 1166 г.) онъ называетъ Вопрошаніе
(повидимому, первую часть) „уставомъ блаженнаго Нифонта" и рекомен¬
дуетъ его священникамъ для руководства по нѣкоторымъ вопросамъ
практики3). Если справедливы сближенія авторовъ Вопрошанія съ указанными
историческими лицами, то въ этихъ трехъ новгородскихъ духовникахъ мы
должны видѣть не рядовыхъ священниковъ, а выдающихся людей епархіи,
жившихъ въ самомъ Новгородѣ, вращавшихся около епископа и, навѣрно, 1) Особенность Вопрошаніи Иліи сравнительно съ двумя остальными въ томъ еще,
что авторъ интересуется главнымъ образомъ наложеніемъ ешттимій въ разныхъ случаяхъ:
18 статей изъ 29 (въ 16 ст. двѣ разныхъ статьи); тогда какъ у Кирика всего 7 статей
изъ 101, у Саввы 1 ст. изъ 24 касаются наложенія ешітимШ. 2) Ст. 25: „и Аркадій молвяше",—такое выраженіе едва ли допустилъ бы Илія
о своемъ епархіальномъ епископѣ. Но съ другой стороны, и Кирикъ одинъ разъ назы¬
валъ своего владыку просто Нифонтомъ (ст. 47). 3) Р. И. Б. УІ2, стб. 358 вт. еч.; ср. Ж. М. Н. Пр. 271 ч., 291: „А еже о кре¬
щеньи дѣтиньмь, то дьржите у себѣ уставъ блаженаго Нифонта (т.-е. 10, 40 и 46
стт. Вопрошанія Кирика); якоже и въ молитвъницѣ {поздн. вар. „въ монакануиѣ"; ср.
ІІрав. Ооб. 1861, X, 448) кажетъ Очевидно, редакторъ Поученія Иліи (ср. Замѣтки,
272, пр. 1) понималъ выраженіе „и въ молитвьнидѣ кажетъкакъ обозначеніе книги,
въ которой читается Вопрошаніе, а такъ какъ въ его время помѣщалось оно въ корм¬
чихъ, то онъ и сдѣлалъ замѣну „въ монаканунѣ“. Можетъ быть, повелѣніемъ архіеп.
Иліи Вопрошаніе и попадаетъ въ кормчую, гдѣ оно встрѣчается уже въ к. XIII в.
(Новг. Кормчая, Моск. Син. Б-ки № 132). Илія называетъ Вопрошаніе „уставомъ бла¬
женнаго Нифонтаи,—вто значитъ, что въ частныхъ записяхъ отвѣтовъ владыки новгород¬
скими духовниками онъ видѣлъ какъ бы офиціальное произведеніе самого іерарха,—
высокимъ уваженіемъ былъ проникнута архіеп. Илія къ произведеніямъ Кирика и Саввы,
и зто оправдываетъ возможность высказаннаго сейчасъ предположенія, что его повелѣ¬
ніемъ Вопрошаніе попадаетъ въ кормчую. О древнѣйшихъ редакціяхъ Вопрошанія см.
Замѣтки, §§ з, з, м, 16, в.