Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГД. IV. НРАВСТВЕН. МІР0С03ЕРЦ. ДУХОВНИКА НО ВОПРОШАНІЮ КИРИКА, 107 1158 г. (ранѣе 13 сентября)1). Но и этотъ двухъ-годичный срокъ пред¬
ставляется въ Вопрошанія прошлымъ: оно редактировалось или писа¬
лось частью въ правленіе Аркадія (і 1163). Однако изъ Вопро-
шаяія мы узнаемъ, что Кирикъ не отличался здоровьемъ: „худъ есмь и
боленъ жаловался онъ Нифонту, и колебался, когда принять ему схиму,—
постригаться ли скорѣе, или дожидаться старости. И, новидимому, до
старости онъ не дожилъ. Вѣроятно, вслѣдствіе сравнительно ранней смерти
Кирикъ, книжный и выдающійся церковный дѣятель, не сдѣлалъ карьеры:
не упоминается въ числѣ игуменовъ новгородскихъ монастырей, не занялъ
епископской каѳедры; оттого, конечно, его имя не попало и въ лѣтописи. Авторъ второй части Вопрошанія, Савва былъ бѣлымъ священникомъ.
Епископъ спрашивалъ его: „а крестъ на тобѣ чи съимаешъ, буда съ своею
женою"? Онъ запрещаетъ Саввѣ, съ „другомъ разломившей Агнецъ, слу¬
жить на немъ2). Съ своими вопросами Савва обращался къ одному Ни¬
фонту. Его главы показываютъ, что онъ былъ духовникомъ не изъ опыт¬
ныхъ и порою испытывалъ затрудненія. Признавая себя грубымъ и
несмысленнымъ, Савва иногда не могъ управить кающагося и много скор¬
бѣлъ къ владыкѣ, прося у него позволенія отсылать отъ себя при случаѣ
духовныхъ дѣтей3). Въ его „главахъ" встрѣчается заимствованіе изъ
Вопрошанія Кирика. Значитъ, Савва зналъ его произведеніе, а, можетъ
быть, и самого автора и во всякомъ случаѣ писалъ свои записки не раньше
Кирика. Можно предполагать, что объ этомъ Саввѣ говорится въ Новго¬
родской лѣтописи подъ 1162 годомъ: „томъ же лѣтѣ у Святаго Духа
Съшествія поставили, игуменомъ Саву (попина святаго Савы)"і). Если при¬
нять это, то вторая часть Вопрошанія появилась не позднѣе 1162 г. „Ильино Воирошаніе", по вѣроятному предположенію покойнаго
Павлова, принадлежитъ Иліи, священнику у святаго Власія на Волосовѣ
улицѣ, который былъ возведенъ потомъ въ новгородскіе владыки и откры¬
ваетъ собою рядъ архіепископовъ вольнаго города. Это тождество под¬
тверждается открытымъ Павловымъ Поученіемъ архіеп. Иліи къ собору
§пархіальнаго духовенства. Авторъ Поученія повторяетъ отвѣты Нифонта,
записанные въ вопрошаніи Иліи, т.-е. записанные, вѣроятно, имъ же
самимъ5). Если это такъ, то третій авторъ Вопрошанія былъ новгородецъ
родомъ, богатый и щедрый человѣкъ, проходившій должность священника
въ одномъ новгородскомъ приходѣ’ 20 ст. Вопрошанія Иліи даетъ знать,
что къ нему приходили на исповѣдь отъ другихъ духовниковъ, слѣдова¬
тельно, онъ былъ духовникомъ опытнымъ въ] протяволожность Саввѣ. х) ІІовг. Д. 1, стр. 141 и 143. 2) Саввы, стт. 4 к 12. 3) Саввы, 18. Ср. Замѣтки, § 12, б. 4) Новг. Л. 1, стр. 144. Церковь св. Саввы была основапа при еп. Нифонтѣ въ
1154 г. и находилась на Софійской сторонѣ, на Козмодемьяновской улицѣ. Тамъ же, 142;
Новг. Л, 2 и 3, стр. 191. 5) Ж. М. Н. Пр. 271 ч., стр. 290, лрим. 2. П. С. Р. Л. XII, 125, 180, 215.