Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
І02 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. и выбрала себѣ отца духовнаго по наученію далнихъ родственниковъ
вновь14. Но замѣчательно, что при свидѣтельствованіи духовной патр.
Іоакимомъ не поднималось и вопроса, давно ли избранъ тотъ духовникъ,
который подписалъ грамоту—„Настасѣинскій попъ Порфирій Ларіоновъ";
было констатировано только, что „Настасѣинскій попъ Порфирій ей отецъ
духовный", и этого было вполнѣ) достаточно, чтобы признать его компе¬
тентнымъ свидѣтелемъ акта1). Очевидно, съ точки зрѣнія древне-русскаго
закона всякій духовникъ завѣщателя являлся правоспособнымъ свидѣтелемъ
при написаніи духовной,—и настоящій и прежній, какъ давнишній, такъ
и только что выбранный. Иногда духовный отецъ назначался въ завѣща¬
ній душеприказчикомъ то вмѣстѣ съ другими лицами, то одинъ: онъ
является исполнителемъ воли завѣщателя какъ близкое къ нему и довѣ¬
ренное лицо 2)-Есть основаніе думать, что духовникъ же обычно хранилъ
духовную до смерти завѣщателя. Бъ проектѣ Судебника царя Ѳедора
Ивановича читаемъ: „А хто при смерти напишетъ духовную, и попу
у духовныя седити... И будетъ боль умретъ, и попу взяти сорокоустъ
и духовная отдати, кому приписано. А будетъ боль оживетъ, и попу
духовная драги, какъ минегъ шесть недиль"3). При свидѣтельствованіи
духовной высшей властью допрашивался прежде всего духовникъ умершаго
завѣщателя, потомъ другіе свидѣтели и писецъ, писавшій грамоту: былъ
ли умершій дѣйствительно тому попу сынъ духовный и такую ли духовную
велѣлъ писать онъ, какая предъявлена къ свидѣтельству, былъ ли завѣща¬
тель при написаніи въ здравомъ умѣ. Если отвѣты подучались положи¬
тельные и единогласные, они подписывались на самомъ актѣ, духовная
утверждалась подписью патріарха и получала полную силу4). Такова офиціальная роль древне-русскаго духовника, таково его мѣсто
въ церковно и граждански-право вой жизни дѣтей. То онъ является властью,
органомъ надзора и даже суда, какъ нравственный руководитель вѣрую¬
щаго, отвѣтчикомъ за него предъ Богомъ и церковью, то свидѣтелемъ, удо¬
стовѣрявшимъ точность публично-правового акта, или самой близкой ему ^ Сборникъ Щукина, II, 201—205. 2) „А нынѣѵа приказываю душу свою Спасу и Пречистой и отцу своему душев¬
ному нону Григорью“. „А приказываю душу свою грѣшную отцу своему духовному
священно-ерею Василію ІІавлову“. „А приказываю душу свѳю-на Тюмени князю Никяте
Михайловичу Мезецкому да отцу своему духовному черному;&ону Ионси. Лихачевъ, Сбор¬
никъ актовъ, I, 27, 71, 81. „Приказываю дужу свою... да ютцу своему духовному Бла¬
говѣщенскому священнику Хвану, что у государя на ссіщхъ“. Духовная изустная Юрія
Аѳиног. Редрикова (1630). Сборникъ актовъ Троиц. Давры'А^ 530, л. 733. Въ духовной
Вас. Ив. Нагого (1640) между душеприказчиками упомянутъ отецъ духовный Захарій.
Тамъ же, л. 1025 об. Въ духовной Антонины Хворостшшноіі (1618)—черный священникъ
Филиппъ, духовникъ ея. Сборникъ актовъ Троиц. Лавры Л» 532, л. 239. Въ духовной
Ив. Вас. Попова (1688)—духовный отецъ церкви Николая Чудотворца, что на Игрищахъ
священникъ Матѳей Акинфіевъ. Сборникъ Щукина, ПІ, 176. 3) Судебникъ ц. Ѳедора Ив., ст. 191. 4) А. Э. ИІ, Л* 309, стр. 458.