Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
гл. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. Ю: пол. XIV в. составлены при участіи духовныхъ отцовъ ихъ въ качествѣ
свидѣтелей. Духовныя послѣдующаго времени открываютъ, что духовниш
почти постоянно находился при составленіи этого акта въ качествѣ „по
слуха". Онъ „сидѣлъ надъ головою", по выраженію актовъ, иногда сам'
писалъ духовную и очень часто утверждалъ ее своей рукой или печатью
Вмѣсто печати служилъ подчасъ тѣльникъ духовнаго отца. „А запечаталі
есмя хресцемъ, тѣльникомъ поповымъ Ивановымъ", говорите одна духов
ная XV в.1). Подпись духовнаго отца удостовѣряла вѣрность всего ска
заннаго въ ней, сообщала ей юридическую силу. Въ 1646 г. въ ІІІуг
лежалъ больнбй кабацкій откупщикъ Лука Ив. Ляпуновъ. Собирался Лук
писать духовную, въ которой, „умысля воровски, но многой недружбѣ"
указывалъ на нѣкоторыхъ шуянъ, какъ на должниковъ себѣ, поклепав’
ихъ напрасно. Они обращаются съ жалобой къ Суздальскому архіепископ
Серапіону, и послѣдній распорядился: „и какъ къ вамъ ся наша грамот
придетъ и вы бъ приказали того Луки отцу духовному Шуи посад
Борисоглѣбскому попу Петру и инымъ попомъ, чтобъ они ложные духот
ные писать не велѣли и рукъ своихъ къ той духовной не прикладывали" г
Очевидно, отсутствіе духовнической подписи лишало духовную юридически:
силы. Общаго, однообразнаго порядка свидѣтельствованія духовныхъ завѣ
щаній духовниками не было, однако, выработано. Мы уже видѣли примѣры, чт
иногда при составленіи духовной присутствовали по три духовника завѣ
щателя—настоящій и два прежнихъ, чаще одинъ настоящій. Но случалост
что былъ при этомъ па-лицо одинъ прежній духовникъ. Духовная Аксинь:
Отеп. Клевуеовой (1614) подписана такъ: „Городецкаго посаду Пятницкі;
попъ Василій, прежній отецъ духовной Оксѣипъ (т.-е. Аксиньинъ), рук
приложилъ". У Мясоѣда Вислова при написаніи духовной ирисутствовал
также прежній духовникъ его Микита Переславецъ3). Имѣлъ полное прав
удостовѣрять духовную и новоизбранный духовникъ, какъ это можн
видѣть на примѣрѣ духовной княг. Пелагеи Григ. Волконской (1680'
Законность этого завѣщанія оспаривалъ ея родственникъ, лишенныі
ею наслѣдства: онъ говорилъ, что княгиня написала духовную безъ иедч
не жалуя и не любя его, по иаучеиыо дальнихъ родственниковъ, „а презп
него отца своего духовнаго Благовѣщенскаго ключаря Михаила покиш 0 А. Ю. Л!: 412. „А запечатали есмя сію духовную воѣ одною печатью отца еі
духовного игумена Андроника**. А. ТО. Л1‘ 410; ер. Л& 414. „Запечатали есмя одпоі
печатью ионов(ымъ) Даниловымъ крестомъ Духовная Вас. Лстаф. Сотни цкаго (1551
Сборникъ актовъ Троицкой Лавры Дв 530, л. 923. „А писалъ духовную отецъ мой духовно
игуменъ Мартемьянъ, а си запечаталъ игуменъ своею печатью — крестомъ нереманаточным
игуменъ Мартемьянъи. Духовная Варвары Еливаровской. Сборникъ актовъ Троиц. Л. .№53:
л. 160 об.—О подшгси духовныхъ духовниками, какъ обычномъ явленіи, см. въ Догіо.
нителышхъ указах'ь къ Судебнику. А. И. I, ЛГ* 154, XVII, стр. 268. 2) А. ІО. Б. I, № 55, УШ. 3) Сборникъ актовъ Троицкой Лавры „У 532, л. 172; А. Ю. № 421. Вѣроятна
у ки. Андрея Вас. Ііогтева, въ иночествѣ Александра, при составленіи завѣщанія был
также прежній духовникъ, бѣлый священникъ. Сборникъ кн. Хилкова, Л« 57, —см. выпь
стр. 57, прим. 2.