Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
!00 ГЛ. 10. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОДЪ ДУХОВНИКА. прикладывать роду ихъ «ближнему, братьѣ роднымъ, или племяникомъ“.
Приблизительно то же повторяется и въ Уложеніи1). При составленіи
подобныхъ актовъ роль духовника не всегда ограничивалась одною подписью
документа. Укажемъ примѣръ. Въ 1509 г. князья Ахметекъ Согорской
да Семенъ Шалешнальской спорили изъ-за границъ своихъ владѣній,
потомъ установили эти границы при помощи „розъѣзда". „А на томъ
розъѣздѣ былъ съ нами отець нашъ духовной игуменъ Макарія читаемъ
въ розъѣзжей грамотѣ, подписанной этимъ Макаріемъ2). Само собою
разумѣется, что общій духовникъ спорящихъ князей дѣйствовалъ здѣсь
какъ ихъ примиритель. Но съ другой стороны обычай скрѣплять духов-
иической рукой разнообразные акты частнаго нрава,—справедливо раз¬
суждаетъ проф. Богословскій,—„втягивалъ священника, какъ свидѣтеля,
приложившаго руку къ акту, въ мутный водоворотъ разныхъ кляузъ, въ
многочисленныя тяжбы... заставлялъ служителя алтаря трепаться по судамъ"
и „не содѣйствовалъ, разумѣется, возвышенію священнаго сана". Этимъ
и объясняетъ ученый распоря?кеніе архіеп. Холмогорскаго Аѳанасія, сдѣ¬
ланное имъ въ 1683 г. и повторенное позднѣе, распоряженіе о томъ,
чтобы духовники „къ мірскимъ купчимъ и закладнымъ и къ поручнымъ
записямъ и къ мѣнпымъ и к-ынымъ никакимъ письменнымъ крѣпостямъ
вмѣсто, дѣтей своихъ духовныхъ рукъ не прикладывали и не писались ни
въ какія крѣпости, кромѣ духовныхъ и челобитенъ, которыя посылаются
къ... архіепископу, о строеніи и освященіи св. церквей и о ставленикахъ
въ попы и во діаконы" 3). Дѣлались ли подобныя распоряженія въ иныхъ
епархіяхъ, мы не знаемъ4). Большое значеніе имѣлъ духовникъ при составленіи духовныхъ завѣ¬
щаній дѣтей своихъ. Это понятно: при помощи духовной древне-русскій
завѣщатель не только распоряжался своимъ имуществомъ, но и старался
„строитъ душу и помянутъ", а поминъ души и забота о ея спасеніи—
сфера духовнической дѣятельности. И утверждались духовныя завѣщанія
не гражданской, а высшей церковной властью: іерархами, патріаршимъ
разрядомъ. Древнѣйшая изъ извѣстныхъ русскихъ духовныхъ—-новгородца
Климента к. XIII в. не имѣетъ подписи духовника завѣщателя и вовсе
не упоминаетъ о немъ5). Но уже духовныя Московскихъ князей первой 5) А. И. ПХ, Да 92, ХУ, стр. 101. Уложеніе, X, 246, 248. 2) А. ІО. Да 417. Подписи духовниковъ подъ актами, удостовѣряющими право
на землю, см. А. Ю. Б. II, № 136, II и № 230, IX. 3) Проф. Богословскій, о. с. 34; В. Верюжскіщ Аѳанасій архіен. Холмогорскій,
223 и ирим. 74. 4) Въ 1651 г. игуменъ, бѣлый священникъ и дьяконъ отказались отъ поручитель¬
ства по дьякѣ Петрѣ Степшинѣ, чтобы онъ никуда не ушелъ безъ государева указа изъ
Якутскаго острога, заявивъ воеводѣ: „а имъ де... не указано ручатца и не въ такихъ
дѣлахъ—знаютъ де они одну церковь1*. А. Ю. Б. III, Да 320, III. Къ сожалѣнію, не
ясно, на чье запрещеніе и справедливо ли они ссылались. 5) Срезиевскіп, Свѣдѣнія и замѣтки, I т. Ді; XXV. Варлаамъ, игуменъ Юрьевскаго
новгородскаго монастыря(| 1270),упоминаемый какъ душеприказчикъ, не названъ, однако,
духовнымъ отцомъ Климента.