Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. ІП. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 99 одной сѣверной волости производилъ разбирательство по поземельному
дѣлу между однодеревенцами-складниками и потребовалъ у цѣловальника,
производившаго дознаніе, запись „за поповскою рукою". Цѣловальникъ
отвѣтилъ на это: „язъ самъ грамотѣ не умѣю руки приложить, а священ¬
никъ (т.-е. приходскій) нынѣ мнѣ не отецъ духовный, не слушаетъ, руки
не прикладываетъ въ мое мѣсто, и въ томъ Богъ воленъ да государь; а
прежній отецъ духовный у меня умеръ, хотя емли, хоть не возьмешь,
мнѣ тебѣ не указати"*). Приходскій священникъ выбранъ былъ недавно,
не успѣлъ исповѣдывать и усыновить себѣ цѣловальника и потому отка¬
зывался дать за него свою подпись. Въ дѣлахъ публично-правового порядка
духовникъ иногда ведетъ себя какъ лицо облеченное властью. Духовный
отецъ одного святотатца участвуетъ при осмотрѣ его имущества вмѣстѣ
съ поповскимъ старостою. Въ 1684 г. скончался архіеп. Устюжскій Геласій,
при чемъ явилось подозрѣніе, что онъ отравленъ священникомъ Григоріемъ
и его сыномъ Алферомъ. И вотъ духовникъ почившаго архіепископа
игуменъ Кипріанъ запечатываетъ подозрительное питье своею печатью* 2). Скрѣплялъ духовникъ своею рукою и акты частнаго права: вклад¬
ныя, положены#, даныя3), купчія, кабалы заемныя и закладныя4), поруч¬
ныя, рядныя, росписи имущества, отписи на выводъ, отписи въ пріемѣ
денегъ за запасы5), дохожія памяти, розъѣзжія6). Это былъ господству¬
ющій обычай, съ которымъ считалось и законодательство. Въ одной изъ
дополнительныхъ статей къ Судебнику (1628) рѣшается вопросъ, необхо¬
дима ли подпись духовныхъ отцевъ къ заемнымъ кабаламъ и другимъ
крѣпостямъ вмѣсто неграмотныхъ заемщиковъ, или позволительно прикла¬
дывать руки и стороннимъ людямъ. „Тіо той статьѣ государи (т.-е. царь
и патріархъ) указали: кто не умѣетъ грамотѣ, и въ ихъ мѣсто руки
прикладывать отцемъ ихъ духовнымъ; а будетъ у кого отца духовнаго
близко нѣтъ, или съ отцемъ духовнымъ вражда, и въ ихъ мѣсто руки !) Ироф. Богословскій, о. с., 33—34 и ир. О подписи приказнаго или духовника
помѣщика подъ отпускными крестышамъ на женитьбу въ иныхъ волостяхъ см. А.
Ю. № 334, стр. 367. 2) Р. И. Б. XII, 1074; XIV, 1141—52. Ср. XII, 1014: духовный отецъ церков¬
наго старосты печатаетъ церковную коробку. О мѣдныхъ печатяхъ, употреблявшихся въ
старину нашими духовниками вмѣсто исповѣдныхъ записей, см. Вл. Борисова Описаніе
г. Шуи и-его окрестностей. М. 1851, стр. 201. Смертельно раненый колодникъ при
отцѣ своемъ духовномъ и при понятыхъ называетъ своего убійцу. А. ІО. & 27,1 (1613).
Въ извѣстномъ дѣдѣ Маріи Хлоповой, несчастной невѣсты царя Михаила Ѳеодоровича,
при слѣдствіи о ея болѣзни донрашшшотся патріархомъ духовники ея. Забѣлинъ, Бытъ
рус. царицъ3, 235, 237. 3) А. . ІО. №122; А. ІО. Б. I, № 63, V, XXI, XXII; Р. И. Б. XII, сгр. 13;
XIV, 431. 4) А. Ю. Б. II, № 148, XX; № 125, I; Р. И. Б. XII, 420. 5) А. Ю. №№ 290, XI, XII; 291, I; 302, I; 319, IV; А. ІО. Б. II, № 258, II;
№ 264, II, ПР,' А. Ю. № 392; Р. И. Б. XII, 403, 894; XIV, 411, 966; А. Ю. Б. III,
№ 328, I; II; № 184, IV; № 190. 6) Р. И. Б. XII, 45ец А. ІО. №№ 147, 150. И. Ивановъ, Опис. Государотв.
Архива старыхъ дѣлъ, 228.