Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
1)8 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. &■ учился, да не доучился; подписать грамоты не умѣю" 1). Формально
духовническая подпись удостовѣряла вѣрность содержанія скрѣпляемаго
акта или же вѣрность обязательствъ, принятыхъ на себя духовными
дѣтьми. Но этого мало. Являясь свидѣтелемъ, удостовѣрявшимъ состояв¬
шееся рѣшеніе, а также заключеніе извѣстной сдѣлки, духовникъ при¬
нималъ иногда болѣе активное участіе въ происхожденіи того документа,
который подписывалъ. Возьмемъ два примѣра. Крестьяне одной волости
благословились у отца своего духовнаго не работать по воскресеньямъ,
и заповѣдную грамоту, въ которой записано было это постановленіе, скрѣ¬
пилъ духовный отецъ ихъ. Возможно, что духовникъ участвовалъ въ этомъ
общественномъ дѣлѣ какъ совѣтникъ или даже какъ иниціаторъ. Разводная
отпись при постриженіи въ иночество одного изъ супруговъ пишется въ
присутствіи общаго духовника ихъ и скрѣпляется его рукою2). Нѣтъ ника¬
кого сомнѣнія, что этотъ важный шагъ въ жизни духовныхъ дѣтей и
разрѣшенъ имъ властью духовника. Духовникъ скрѣпляетъ своею подписью разные публичные акты:
выборы священника, игуменьи, дьячка3), церковнаго старосты, сельскихъ
старостъ и цѣловальниковъ, сотскаго4), земскихъ выборныхъ судей, ста¬
ростъ судецкихъ, цѣловальниковъ и сотскихъ, губныхъ старостъ, губныхъ
цѣловальниковъ и сотскихъ5); договорныя грамоты о строеніи церквей6),
разнаго рода протоколы: допросныя рѣчи, показанія на повальныхъ обы¬
скахъ7), извѣтныя челобитныя, явки о поджогѣ8), „отбои" или заявленія
о сопротивленіи судебнымъ властямъ9), отпускныя крѣпостнымъ людямъ10).
Подъ выборами сельскихъ властей подписывались иногда приходскіе свя¬
щенники вмѣсто прихожанъ, а не духовники вмѣсто духовныхъ дѣтей11);
но подпись неграмотнаго офиціальнаго лица подъ офиціальными волост¬
ными актами, по крайней мѣрѣ, на сѣверѣ Россіи въ XVII ст. замѣня¬
лась непремѣнно подписью духовника его. Въ 1631 г. земскій судья *) А. Ю. Б. I, стр. 454. 2) А. ІО. .№ 358, II; ср. I; № 404, 1. 3) Р. И. Б. XIV, 421 и 390; А. И. III, № 189, стр. 346. 4) Р. И. Б. XII, 822; А. ІО. М 281, 288. &) Ііроф. Боьословскіщ Земское самоуправленіе на рус. сѣверѣ, I, прилож. V,
:тр. 82—105: Акты, относящіеся къ зейскимъ выборамъ. 1, 2, 6, 7, 8, 10,
12, 13, 17. 6) А. Ю. Б. I, № 112, VI. 7) А. 10. «№«№ 27, I и II; 346; Р. И. Б. ХІІ, стр. 134. Въ наказной грамогѢ Андрею Колупаеву но дѣлу о разбоѣ (1573) говорится: „Да къ тѣмъ рѣчемъ обыскнымъ
ждемъ, которые грамотѣ, умѣютъ, велѣ'ги руки прикладывати, а которые грамотѣ не
мѣютъ, и Ондрею въ тѣхъ людей мѣсто къ ихъ рѣчемъ велѣти бтдемъ ихъ духовнымъ
уки прикладыватиц. А. Ю. Б. П, № 230, П. 8) Р. И. Б. ХИ, 335; А. Ю. Б. I, ЛЁ 55, VIII; ср. А. Э. III, № 294; Р. И. Б.
ПѴ, 977. 9) Судебникъ д. Ѳедора Ивановича, ст. 25. 10) А. Ю. Б. II, № 221, I, VI. 41) А. Ю. № 282; Р- И. Б. ХИ, 1071; ср. 827 и 830.