Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
96 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. духовенство, переходившее во Псковъ изъ юго-западной Руси и подозрѣ¬
ваемое въ склонности къ латшгству, представляло ставленыя и отпускныя
грамоты, а сверхъ трго каждый пришлецъ долженъ былъ найти себѣ духов¬
наго отца, которы^, исповѣдавъ его, поручился бы за него предъ псков¬
скимъ духовенствомъ. Кто не представитъ ни грамотъ ни поруки, того
запрещалось принимать1). Такой порядокъ свидѣтельствованія перехожаго
духовенства примѣнялся и позднѣе въ другихъ епархіяхъ2). Патріаршей
грамотой 1671 г. дано разрѣшеніе священнодѣйствовать священникамъ
и дьяконамъ Макарьева Желтоводскаго монастыря, защищавшимъ воору¬
женной рукою монастырь отъ нападеній лысковцевъ, если по исповѣди
у духовнаго отца не окажется за ними другой вины3).—Въ случаѣ, если
священникъ или дьяконъ, помѣшавшись, покончитъ съ собой самоубій¬
ствомъ, возникалъ вопросъ о погребеніи его. Тогда требовалось свидѣтель¬
ство отца духовнаго о достоинствѣ умершаго. И если духовникъ удосто¬
вѣрялъ, что самоубійца не имѣлъ грѣховъ, возбраняющихъ сана, его
погребали по чину, въ противномъ случаѣ какъ мірянина4). По уставной
грамотѣ патр. Адріана, свидѣтельствованіе духовнаго отца требовалось
о скоропостижно умершемъ священникѣ5). Всѣмъ извѣстно, какъ низко нравственно было наше духовенство
въ древности и какія нарушенія каноническихъ требованій были общимъ
явленіемъ въ древней Руси. Достаточно вспомнить о вдовыхъ попахъ. А
отсюда можно заключать, какъ ненадеженъ былъ органъ епископскаго
надзора за духовенствомъ,—оно само только по должности духовника.
На это есть и прямыя указанія. Святительное поученіе не позднѣе XIII в.
обличаетъ невѣжественныхъ духовниковъ, которые наказывали падшихъ
священниковъ только епихиміей, не донося епископу и .не возбраняя
имъ служеніе. Архіеп. Новгородскій Пименъ писалъ въ Псковъ, что многіе
ставленики, за которыхъ поручились передъ соборомъ священниковъ ихъ
духовные отцы, „пріѣхавъ въ Новгородъ, въ корчмахъ протшваготца и
крадутъ, и хищеніе чинятъ, и холопьствомъ и разбоемъ доводятъ ихъ,
и иные лѣта возрастомъ молоды, а иные грамотѣ мало умѣютъВладыка
требуетъ, чтобы соборы священниковъ, присылавшіе ставлениковъ въ Нов¬
городъ съ своими грамотами, обращали вниманіе на каноническія тре¬
бованія6). Тѣмъ не менѣе духовникъ въ древности былъ не номинальнымъ
только, но и дѣйствительнымъ ближайшимъ начальникомъ духовнаго лица.
Посошковъ пишетъ своему сыну въ „Завѣщаніи отеческомъ", какъ ему *) Р. И. Б. VI, 474. Въ юго-западной церкви каѳедральный духовникъ исповѣды-
валъ выходцевъ изъ польской Украйны, спасшихся отъ фанатизма латинскаго духовенства.
Крыжановскт, Очерки быта малор. духовенства. Руковод. для сел. настыр., 1863, стр. 475. 2) А. Э. I, .№ 247. Грамота Казанскаго архіеп. Гурія 1556 г. 3) А. Э. IV, № 182. *) Тексты, ХПН, 32; XIV « 32. 5) Временникъ И. О. И. и Др., XI, стр. 34, ст. 120. 6) Стоглавъ, изд. Субботина, прилож., 422—423. Ср. А. Э. IV, № 331.