Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГД. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 95 Итакъ духовникъ является чиновникомъ, органомъ надзора за низшимъ
духовенствомъ, облеченнымъ въ то же время довольно значительной ком¬
петенціей. И эти офиціальное положеніе его и власть вытекали изъ его
поручительства предъ церковью за достоинство ставленика. Такимъ обра¬
зомъ священникъ въ большой степени, чѣмъ простой вѣрующій, долженъ
былъ слушаться своего духовнаго отца, имѣть послушаніе не только къ
■святителю, но и къ отцу своему духовному1). Въ жизни духовнаго лица являлись иногда такія обстоятельства,
которыя внушали сомнѣніе относительно его поведенія. Въ такихъ слу¬
чаяхъ свидѣтельствованіе и ручательство духовнаго отца было необходимо. Въ
пол. XVI в. въ Новгородѣ одинъ священникъ омертвѣлъ во время службы—
потерялъ сознаніе, потомъ пришелъ въ себя. Архіеп. Пименъ спрашиваетъ,
какъ поступить ему въ этомъ случаѣ, митр. Макарія. Макарій отвѣчаетъ:
„И ты бы, сыну, того священника самъ собою на-духовнѣ и отцемъ духов¬
нымъ накрѣпко испыталъ о его священствѣ и достоинствѣ, что таковая
ему случися божественѣй службѣ умрети и паки ожити и впредъ онъ
достоинъ ли священьствовати?“2). Свидѣтельство духовника требовалось
въ отношеніи къ вдовымъ священникамъ. Соборъ 1503 г., запретившій
вдовцамъ священнослуженіе въ міру, предписывалъ сохранившимъ чи¬
стоту постригаться въ монастыряхъ. „И обновивъ себе о всемъ чистымъ
покаяніемъ къ своему отцу духовному, и по достоинству, аще суть до-
стойни, и тогда таковіи съ благословеніемъ святительскимъ да священ¬
ствуютъ въ монастырехъ, а не въ мірскихъй 3). Духовный отецъ свидѣ¬
тельствовалъ на исповѣди и перехожаго священника. Одна статья Ко-
тельерова Номоканона воспрещаетъ принимать безъ всякихъ справокъ
священниковъ, ходящихъ изъ города въ городъ,—безъ отпускныхъ и реко¬
мендательныхъ грамотъ ихъ епископа и духовныхъ отцовъ. Въ славянскомъ
переводѣ статья имѣетъ другой видъ: отъ перехожаго священника требо¬
валась или грамота посвятившаго его епископа, или же, если ея не было,
исповѣдь и свидѣтельство духовника. Послѣднее замѣняло епископскую
грамоту4). Новгородскій архіеп. Евѳимій распорядился въ 1426 г., чтобы г) Р. И. Б. VI, 912. 2) А. Э. I, № 253 (1558 г.). Изв. Отд. Р. Яз. и Слов. И. А. Н. 1907 XII, 4, стр. 144:
а) А. Э. I, № 383, I: П. С. Р. Л. IV, 278. Стоглавый соборъ повторилъ это поста¬
новленіе. Стоглавъ, 80 гл. Ср. В. Верюжстщ Аѳанасій, арх. Холмог., 155, 156, 157. 4) Котел. Номок., 295. Тоос Йё атгб х^рас хаі ігбХеіс Іереіс |іета^а(ѵоѵтае,
ёх тсбХіѵ еіс тсоХіч, аоотатіха атеоХотіхіа §еіхѵтртаі тсоѵ Ііиахэтсюѵ тюѵ /еіротоѵ^оаѵтсоѵ хаі тюѵ тгѵеоратіхйѵ іатрюѵ. хаі обтсос ЙехеаѲюааѵ
еіс тйѵ іербѵ. ёхтос тобтоо, Аітр6о8ехто^ еЬіѵ. Въ Соловец. Кормчей 1493 г.,
лл. 419 об.—420, статья читается такъ: „Иерѣи аще преидеть от своего знаемъства въ
иную землю или преидеть въ ишь градъ или в весь, таковаго да не оставятъ служити,
дондеже слышать о немъ, каковѣмъ житьем былъ въ своемъ знаемъствѣ, и кіа ради
вины бысть пришлецъ, и что сътворилъ есть, или да, принесетъ питавъ (т.-е. письмо,
посланіе) отъ епископа, освящпіего и, или да исновѣсться отцу духовному, и тогда
свидѣтельствуетъ отець духовный о немъ, аще достоинъ есть служити, и тако да слу¬
жить". Ср. Замтти, § 40, б,