Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
94 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. Въ русской церкви духовникъ также имѣлъ власть запретить своему ду
ховному сыну—священнику служеніе. Онъ даетъ ему наказаніе „по покаянію
его и по житью священъства его“1). Въ Поученіи собору епархіальнаго
духовенства (не позднѣе XIII в.) указывается, что невѣжественные духон
ники падшему священнику позволяли служить и давали только епитимію.
Владыка предписываетъ въ наиболѣе важныхъ вещахъ докладывать ему,
такъ какъ паденіе имѣетъ свои степени2). Отсюда надо заключать, что
по дѣйствовавшему въ русской церкви праву о наиболѣе важныхъ про
ступкахъ духовныхъ лицъ ихъ духовникъ докладывалъ епископу и, слѣдо
вателъно, не имѣлъ права безъ его вѣдома лишить сана своего духовнаго
сына. Но что ему предоставлена была власть на время запрещать духон
ному сыну служеніе, объ атомъ прямо свидѣтельствуетъ другое безымянное
святительское Поученіе болѣе поздняго времени. „Попъ у попа сынъ
духовной, будетъ съблудилъ отъ попадьи, или человѣка убилъ, таковому
служити не велѣти; а кто таковому служити велитъ, и онъ его въ адъ
послалъ, да и самъ съ нимъ; а не послушаетъ тебя, и ты мнѣ скажии занъ". Вт. обоихъ правилахъ идетъ рѣчь объ изверженіи духовнаго лица изъ сана, и
это право предоставляется, по славянскому памятнику, его духовнику. Только конецъ второго
правила даетъ знать, что славянскій переводчикъ и редакторъ не такъ понималъ ею
слова „да никто же не разрѣшить его, развѣе имъже связанъ", показываютъ, что онъ
видѣлъ въ аност. канонѣ предписаніе временнаго запрещенія виновному служенія ею,
а не изверженіе изъ "сана, которое неотмѣнимо. „Заповѣди св. отца натаго Іоана З.щ
тоустаго о законѣ церковнѣмъ", изд. проф. Суворовымъ, въ приложеніяхъ къ изелі.
дованію. „Слѣды зап.-катол. церк. права въ пам. древняго р. права", ХІ.ѴШ—ХІЛ
Въ той же редакціи онъ содержится и въ Солов. Кормчей 1493 г., лл. 345
350, 495 иоб. Лтд. Ягичъ указалъ списокъ Заповѣди въ рукой. XIV в. и считаетъ ея анти
ромъ человѣка своей народности, т.-е. хорвата XIII—XIV стол., изд. 8іагіпе, VI, 147
151; ср. 113. Въ нашихъ рукописяхъ памятникъ очень распространенъ, притомъ въ разныхъ
редакціяхъ,—О власти духовнаго отца надъ священникомъ въ древней греческой церігпм
см. у Суворова'. Къ вопросу о тайной исповѣди2, 71—72; Вопросъ о Номоканонѣ Іояиіж
Постника, 95; Вѣроятный составъ покаяи. устава. Виз. Вр. 1902, 3—4, стр. 396—397.
Ср. Павловъ, Мнимые слѣда* 12. 1) Р. И. В. VI, 870. 2) Р. И. Б. VI, 1-15. „Глаголю же вы, чада Христовы, говоритъ священникамъ
святитель, аще кому спакостить врагъ любодѣйствомъ или утонилъ будетъ душю ежни
въ мнозѣхъ грѣсѣхъ, и въ ньяньствѣ, и въ клятвахъ, да лишиться служьбѣ: недостоииі.
ство бо ерѣиско сводить гнѣвъ на люди. Мнози бо невѣгласи еврѣеви падшю ношѵгі,
вають служити, давше опитемыо, строяще на ся муку бесконечную и сихъ слющо ін>
дно адово,. Различье бо паденью бываетъ; тѣмь подобаетъ великими вещми епископа
докладывати, да разсудить но правиломъ апостольскимъ и отецькымъ: не мочію г>о
раздрѣиіити, (еже) они связаша, ни связати, яже они связати не повелѣша, но, нотѣ
дующе сборомъ святымъ, вязати и раздрѣшати". , 3) Р. И. Б. VI, 926. Съ этимъ совершенно согласна одна, иовидимому, руст.кші статья не позднѣе XVI стол.: „Аще ли будет у тебѣ во сынѣхъ понъ не достоинт. гну
жити, и ты рцы ему: „останися, брате, служити" и запрети ему много. Аще л л пи
послушаетъ тя, и ты постави на него свидѣтеля 1-го, ля 2, ли 3, да всякъ глапмь
станетъ истиненъ. Аще ли того не спослушаетъ, и ты рцы къ церкве (!), рекше, владыкѣ
Аще ля не повѣдавши, то съ шэдъ осудившей". Цвѣтникъ XVI в. Моск. Син. II и»
Ѣ 326 (687), л. 77 и об.