Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
4 ВВЕДЕНІЕ. организованъ въ бытовой сторонѣ его1). Но, прежде всего, Написаніе н
имѣетъ такого высокаго каноническаго атворитета: предписанія, въ нем
содержащіяся, не принадлежатъ Кіевскому митр. Георгію (упом. 1072
1073), а запись ихъ великому печерскому подвижнику, отцу русскаг
монашества (р 1074)2). Затѣмъ, и появилось Написаніе, можетъ быть, н
въ 70-хъ годахъ XI ст., а нѣсколько позднѣе до пол. XII в, Другой кано
ническій памятникъ кіевской же письменности 80-хъ годовъ XI в. и, не
оспоримо, высокаго каноническаго авторитета Правило митр. Іоанна I!
(1080—1088) не даетъ намъ такой опредѣленной картины. О духовникі
нѣтъ яснаго упоминанія въ Правилѣ. Правда, при описаніи двоевѣрныхт
христіанъ русскихъ въ 15 ст. его говорится между прочимъ: „иже не
принимаютъ святыхъ Таинъ ни единою лѣтомъ, аще не отъ отца духовнаго
связани будутъ ни причагцатжяи. Но въ греческомъ подлинникѣ нѣтъ
условнаго предложенія, т.-е. нѣтъ свидѣтельства о духовникѣ, и подчеркнутыя
слова—болѣе поздняя вставка3). Второе свидѣтельство не ясно: „матерь же
крестимыхъ дѣтій, аще больни будутъ и поститися не могутъ, прощаютъ
отцщ да не изнемогутъ постомъ и свой погубятъ животъ". Слова „прощаютъ
отци“ толкуются разно, но возможно, что здѣсь рѣчь о духовникахъ,
снисходящихъ къ немощамъ родильницъ4).—За разные грѣхи и проступки
Правило Іоанна предписываетъ епитимію: женившимся въ родствѣ (трою¬
роднымъ), женившимся безъ церковнаго бракосочетанія какъ блудникамъ,
священнику, носящему одежду не своего званія, недѣльное отлученіе,
епитимія5); наконецъ, Правило запрещаетъ монахамъ и священникамъ
оставаться на пиру, когда начнется пѣніе и веселье, и прибавляетъ: *) Тексты, ГУ, 2—5. 2) Замѣтки, § 7, д, е, ж. Ниже приводится упоминаніе митр. Никифора (1104—
1121) о духовникахъ. Поэтому время появленія памятника можно отодвигать къ
нач. XII в. 3) Каі тоо? рі) р,етаХа|траѵоѵта? тгёѵ іуиоѵ роаттіріоѵ щЙё агса$ тоб
іпаогов. р. и. Б. VI3, 341-Э42 стбб. втор, счета (ср. 8 стб. перв. сч.); проф.
В. Ш Бепешевичъ, Древне-славянская Кормчая безъ толкованій, II, 66. 4) Однимъ изъ варіантовъ къ словамъ „прощаютъ отци“ служитъ „отдавають**...
(другой варіантъ „оставляютъ1*... аоууіѵаіахооскѵ оі катёре?). Поэтому Макарій,
которому неизвѣстенъ былъ греческій текстъ Правила, понималъ приведенное мѣсто такъ:
„матери... передаютъ этотъ долгъ отцамъ**, т.-е. долгъ поста отдамъ плотскимъ. Исторія,
II3, 254. Однако греческій текстъ противъ такого пониманія: правильно—„прощаютъ,
оказываютъ снисхожденіе отцы**. Павловъ рѣшительно признаетъ, что здѣсь рѣчь объ
отдахъ церкви, частнѣе, о св. Тимоѳеѣ Александрійскомъ, дозволяющемъ въ 8 правилѣ
своемъ родильницѣ употреблять всякую пищу даже въ страстную недѣлю. Р. И. Б. VI3,
345—346 втор. сч. Но, говоря объ отдахъ церкви и ихъ правилахъ, мнтр. Іоаннъ не¬
измѣнно употребляетъ эпитетъ „святи и “ (етт. 16 и 18) или „божествеыші** (ст. 24).
Поэтому здѣсь, можетъ быть, разумѣются отцы духовные, которымъ дѣйствительно были
предписанія, ослаблять постъ для родильницъ. „Аще жена но дѣтяти, да ясть рыбы (вели¬
кимъ постомъ); давати же за то милостыня**. Тексты, XXXVIIIа, 16 — 17. 5) „На недѣлю възложити въ отлученіе (въ) опитемыои. Вѣроятно, эти слова слѣ¬
дуетъ понимать въ смыслѣ запрещенія священнослуженія—особой дисциплины покаянія
для духовенства.