Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Глава з
кий список позволил завершить реконструкцию протографа синодика. По
разным спискам удалось расшифровать фамилии всех опальных, кроме трех
лиц, а также восстановить множество сведений о месте и обстоятельствах
гибели многих из них. Проверка этих данных обнаружила поразительный
факт. Синодик заключал в себе хронологический и полный перечень всех
казненных царем за три года террора в 1567—157° годах. Как объяснить
этот факт? Список казненных составлен был явно не по памяти. Дьякам
пришлось идти в архив, чтобы выполнить приказ Ивана IV. Опричный
архив еще хранился в полном порядке, ничто не исчезло. Стержнем
опричной политики в 1567—^У0 годах был грандиозный политический
процесс об измене в пользу удельного князя Владимира Андреевича
Старицкого: дьяки старательно законспектировали документацию этого
процесса, сохранив во многих случаях язык и цифры опричных судебных
отчетов 47.
Реконструкция оригинала синодика позволила решить сложную и
важную источниковедческую задачу — воскресить опричный архив,
безвозвратно погибший после смерти Грозного. Тем самым была создана основа для
оценки самого темного периода в истории опричнины.
События, связанные с эпохой террора, развивались следующим образом.
После возвращения из неудавшегося ливонского похода царь казнил
несколько видных дворян — родственников Владимира Андреевича,
скомпрометированных его доносом.
Начавшиеся казни вызвали резкий протест со стороны высшего
духовенства. Убедившись в тщетности увещеваний, митрополит Филипп выждал
момент, когда царь со всей своей свитой явился на богослужение в
кремлевский Успенский собор, и при большом стечении народа произнес проповедь
о необходимости упразднить опричнину. Кремлевский диспут кратко и
точно описан новгородским летописцем: 22 марта 1568 года «учал митрополит
Филипп с государем на Москве враждовати о опришнины» 48. Диспут
нарушил благочиние церковной службы и имел неблагоприятный для
Грозного исход. Не получив от митрополита благословение, царь в ярости
стукнул посохом оземь и пригрозил митрополиту, а заодно и всей «земле»
суровыми карами. «Я был слишком мягок к вам, но теперь вы у меня
взвоете!» — будто бы произнес он 49. На другой день о столкновении царя
с митрополитом говорила вся столица. Церковь пользовалась большим
авторитетом как среди власть имущих, так и в беспокойных низках.
Через фанатичных монахов, через юродивых церковники ловко влияли на
настроение народа, не остававшегося безучастным свидетелем
происходившего.
Протест Филиппа был симптомом окончательного падения престижа
царя в земщине. Приспешники Грозного настоятельно убеждали его пустить
в ход насилие, поскольку в обстановке острого внутреннего кризиса всякое
проявление слабости могло иметь катастрофические для властей
последствия.
Филипп нарушил клятву «не вступаться в опричнину» и должен был