Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Опричная гроза
не вернул их Посольскому приказу. Опричнина положила конец
культурной традиции, имевшей многовековую историю. Следы русского
летописания затерялись в опричной Александровской слободе.
В истории России настала мрачная пора, от которой сохранилось совсем
мало достоверных известий. В Москве перестали вести официальную
летопись. Записки иностранцев того времени можно сравнить с кривым
зеркалом. Архивы с опричной документацией безвозвратно погибли. Все попытки
найти новые документы и факты оказались безуспешными, и тогда
пришлось сосредоточить усилия на критической обработке давно известных
источников с помощью новейших источниковедческих методов.
В конце жизни Иван IV объявил о прощении всех казненных им бояр
и прочих лиц и пожертвовал на помин их души огромные суммы. Перечни
казненных были разосланы в десятки монастырей в качестве поминальных
списков, или синодиков. Со времен Н. М. Карамзина историки охотно
обращались к синодикам. Но их использование затруднялось тем, что
«синодик опальных» в подлиннике не сохранился и судить о нем можно
лишь по поздним, до неузнаваемости искаженным монастырским копиям.
С. Б. Веселовский первым высказал предположение, что в основе синодика
лежал список казненных, составленный на основе приказных документов
опричнины. Однако С. Б. Веселовский ограничился тем, что составил на
основе поздних копий синодика алфавитный список казненных. Его
окончательный вывод сводился к тому, что синодик заключает в себе
нехронологический и весьма неполный список опальных 46.
Лишь применение новейших методов текстологии позволило после
многих лет тр/да реконструировать оригинал синодика на основе множества
поздних испорченных монастырских списков. Трудности реконструкции
заключались в том, что поздние списки очень мало походили друг на друга.
В разных монастырях были утеряны разные страницы синодика, а
уцелевшие страницы перемешаны самым причудливым образом, монахи
произвольно сокращали текст при переписках и пр.
Ключ к реконструкции синодика дало несложное текстуальное
наблюдение. Опальные с необычным именем записаны в разных списках в
окружении одних и тех же лиц. Возникло предположение, что эти тождественные
фрагменты текста являются осколками протографа, уцелевшими при утрате
и перестановке страниц. Понадобилось немало времени, чтобы выявить
сходные отрывки текста в двадцати известных ранее и вновь выявленных
списках синодика. Самым важным был вопрос — в каком порядке
располагались выявленные «осколки» в оригинале? Решить его помог синодик
нижегородского Печерского монастыря. Это единственный список,
составленный еще при жизни Грозного. Но исследователи не придавали ему
Никакого значения по той простой причине, что в нем записаны одни имена
1без фамилий), причем добрая половина из них — Иваны.
Печерский синодик полностью подтвердил результаты предшествующей
ТеКстологической работы: выделенные по другим спискам тождественные
0трывки строго соответствовали печерскому тексту. Таким образом, печерс-
69