Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Глава з
написавший Грозному краткую «досадательную» отписку. Он требовал
прекращения начавшихся боярских казней.
В ответ царь составил обширное послание, которое представляло (по
тогдашним масштабам) целую книгу. По содержанию своему это был
подлинный манифест самодержавия, в котором наряду со здравыми идеями
содержалось много ходульной риторики и хвастовства, а претензии
выдавались за действительность. Главным вопросом, занимавшим царя, был вопрос
о взаимоотношении монарха и знати. Царь жаждал полновластия.
Безбожные «языцы», утверждал он, «те все царствами своими не владеют: како им
повелят работные их, так и владеют. А Росийское самодержавство изначала
сами владеют своими государьствы, а не боляре и вельможи». Сам Бог
поручил московским государям «в работу» прародителей Курбского и
прочих бояр. Даже высшая знать у царя не «братия» (так называл себя и прочих
князей Курбский), но холопы. «А жаловати есмя своих холопей вольны,
а и казнити вольны...» 27
Образ могучего повелителя, нарисованный в царском послании, не раз
вводил в заблуждение историков. Но факты ставят под сомнение
достоверность этого образа. Грозный жаждал всевластия, но отнюдь не располагал
им. Раздор царя со знатью разрастался день ото дня и в конце концов
вылился в кровавую опричнину.
Введению опричнины предшествовали драматические события. С
наступлением зимы 1564 года царь Иван стал готовиться к отъезду из Москвы. Он
посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них. К
величайшему неудовольствию церковных властей, он велел забрать и свезти
в Кремль самые почитаемые иконы и прочую «святость». В воскресенье,
3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском
Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с
митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными
гостями. На площади перед Кремлем уже стояли вереницы нагруженных
повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья
покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю
государственную казну. Церковные сокровища и казна стали своего рода залогом
в руках Грозного.
Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие
Грозного, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре
и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя и «в
недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному
подъему, и путного его шествия не ведамо куды бяша».
Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких
недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда
в начале января царь известил митрополита и думу о том, что «от великие
жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где
«его, государя, Бог наставит» 28. Как можно предположить, в дни
«скитаний» царь составил черновик нового завещания, в котором весьма
откровенно объяснял причины отъезда из Москвы. «А что по множеству беззаконий
52