Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Глава з
/
охотно исполняли свой урок, другие — «не по воли». Когда Мокий
отказался писать положенные на его долю «тетради», новгородский дьяк Ф. Сырков
сделал ему грозное внушение — «прещение велико с яростью».
Как центр религиозной мысли и книжной культуры Новгород не уступал
Москве. В. А. Кучкин установил, что основная работа над так называемыми
московскими томами «Миней», предназначенными для Успенского собора
в Кремле и лично для царя Ивана, была проведена в новгородских книжных
мастерских, и лишь затем тома перевезли в Москву, где к 155° Г°ДУ они
получили окончательное оформление 7.
Благодаря поддержке новгородских дворян, участвовавших в
государственном перевороте 1542 г°Да> Макарий получил сан митрополита. Первые
архиепископы, присланные в Новгород из Москвы, пытались преодолеть
наследие республики, навязывая новгородцам московскую святыню.
Митрополит Макарий поступил более дальновидно. Он осознал необходимость
создания единого пантеона чудотворцев и святых ради достижения
духовного единства страны. В 1547 и т549 годах Макарий провел два церковных
собора, учредивших культ 39 новых чудотворцев (старых было немногим
более двадцати, не считая местных святых). Время Макария, подчеркивал
Г. Флоровский, было временем собирания: собирали старину, притом
именно местную русскую старину, к греческим образцам заново не обращались.
Собирание святыни началось в Новгороде и было в известном смысле
обобщением и закреплением именно новгородских навыков, обычаев и
преданий. Новгород всегда был открыт западным веяниям, и поэтому в
начинаниях Макария ясно чувствовалось влияние Запада, именно немецкое
влияние прежде всего 8.
Чудотворцы Новгорода и Пскова заняли исключительное место в
общерусском пантеоне. В их число попали новгородские владыки, всеми силами
боровшиеся с Москвой, такие как архиепископ Евфимий Вяжицкий. Кроме
епископов Никиты, Иоанна (Ильи), Нифонта, Ионы Отенского, святыми
были объявлены игумен Савва Вишерский и Ефросин Псковский, а также
новгородский юродивый Михаил Клопский 9.
Для упорядочения церковных дел Макарий созвал собор, решения
которого были изложены в ста главах. Собор занялся упорядочением обрядов,
утративших единообразие в пору раздробленности. Великий Новгород
и Псков по уровню церковного образования стояли выше других земель
и допускали меньше отступлений от византийских образцов. Будучи
архиепископом в Новгороде, Макарий в «Великих Четиях» ясно высказался за
трегубую аллилую. Постановление Стоглава подтвердило, что в Новгороде
и Пскове по многим монастырям и церквам «до днесь говорили трегубую
аллилую» 10.
Став главой русской церкви, Макарий оказался не в силах противиться
московскому священному собору и принужден был отказаться от
новгородской старины в пользу московской. Под страхом проклятия Стоглав запретил
«трегубую аллилую» и троеперстное знамение и ввел по всей стране двоепе-
рстие вместе с «сугубой аллилуей». Если бы Макарий принялся искоренять
44