Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Глава 2
/
Спустя неделю Геннадий вновь устроил шествие и велел служить
молебен не одним московским угодникам, но и местному святому Варлааму
Хутынскому. На этот раз новгородские священнослужители сочли
возможным для себя участвовать в церемонии. Вслед за тем владыка «игуменов
и попов и дьяконов по тому же благословил и прочь отпустил, и наказал им,
чтобы Бога молили о государех великих князех... по вся дни каждо у своей
церкви молебны путие» 46.
Трудно поверить тому, что новгородское духовенство стало впервые
молиться за московского государя через двадцать лет после присоединения
Новгорода. А. И. Никитский упустил из виду одну существенную деталь:
Геннадий обязал новгородцев молиться «за государей». Как раз в 1499 Г°ДУ
Иван III наделил сына от второго брака Василия титулом великого князя
Новгородского и Псковского и передал под его управление эти города. 30
мая 1499 г°Да архиепископ ездил в Псков и организовал там торжественное
богослужение, предписав псковичам молиться за великого князя Василия. Но
местное духовенство категорически отказалось выполнять его приказ,
заявив, что у Пскова один великий князь — Иван Васильевич 47. Псковичи
и новгородцы не могли понять, почему Иван III пожаловал удельному князю
титул великого князя Новгородского и Псковского, и опасались, что
подобные новшества окончательно порушат псковскую и новгородскую старину.
Новгородцы негодовали на своего владыку также и за то, что тот старался
заменить местных святых московскими чудотворцами. Геннадию удалось
покончить с неповиновением новгородского собора лишь после того, как он
отдал дань их древним святыням.
При митрополите Симоне в 15°3 Г°ДУ в Москве был создан священный
собор, на котором обсуждался вопрос: «достоит ли монастырям владеть
селами». Иван III и его соправитель пытались распространить
новгородский опыт конфискации церковных земель на Москву. Однако притязания
властей натолкнулись на сопротивление Симона, Геннадия, троицкого
игумена Серапиона и других иерархов. Архиепископ Геннадий, забыв об
осторожности, с такой горячностью защищал неприкосновенность
церковных имуществ, что Иван III оборвал его самым грубым образом: «Многим
лаянием уста ему загради, веды его страсть сребролюбную» 48.
Собор 1503 года ограничился тем, что принял решение запретить
иерархам взимать плату за поставление на престол. Геннадий участвовал в
утверждении этого приговора, но не желал следовать ему в жизни. Сразу по
возвращении в Новгород он «начат мъзду имати у священников от ставления
наипаче первого», т. е. больше прежнего 49. Власти использовали
благоприятный случай для расправы с Геннадием. В 1504 Г°ДУ в Новгород приехал
«Юреи Дмитрея Володимерова сын» (Ю. В. Грязной-Головин) и сын
боярский И. Телешов с митрополичьим боярином. Посланцы Москвы опечатали
софийскую казну и i июня того же года увезли Геннадия в столицу. 26 июня
1504 года владыка отрекся от архиепископского сана «поневоле» и был
отправлен в Чудов монастырь 50.
Иосиф Волоцкий использовал все свое влияние, чтобы добиться суда над
38