История

Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Крамольный город
пиостановил розыск о московской ереси не потому, что ценил Курицына
ди сочувствовал вольнодумцам, а потому, что не желал, чтобы суд
боосил тень на Елену Волошанку и двор наследника. С той же целью
^ сделал преемником Геронтия на митрополичьем престоле Зосиму,
близкого к еретикам.
В 1499 Г°ДУ московские власти вторично наложили руку на земельные
богатства Софийского дома в Новгороде. Как записал псковский летописец
в январе 1499 г°Да> «поймал князь великой в Новегороде вотчины церковные
и роздал детем боярским в поместье, монастырские и церковные, по
благословению Симона митрополита» 41. В 1479 Г°ДУ Софийский дом потерял
почти половину владений. Спустя двадцать лет у него отобрали еще
половину из оставшихся земель. Конфискации коснулись также нескольких
десятков монастырей. В итоге множество монастырских сел перешло в казну 42.
Нетрудно было объяснить отчуждение земель у крамольного
архиепископа Феофила, возглавлявшего республиканское управление. Значительно
труднее было объяснить конфискацию земель у архиепископа Геннадия,
много лет проводившего московскую политику в Новгороде. Владыка четко
выразил свое отношение к секуляризации. При нем в Софийском доме был
составлен Синодик, грозивший церковным проклятием всем
«начальствующим», кто обижает святые божий церкви и монастыри и отнимает у них
«данные тем села и винограды» 43.
Невзирая на старания архиепископа, вольнодумство в Новгороде не
было искоренено. Покровитель новгородских еретиков дьяк Федор
Курицын, вопреки проклятиям архиепископа, благоденствовал при
великокняжеском дворе. Софийский дом был посрамлен, когда в 1499 Г°ДУ московские
вольнодумцы добились назначения своего единомышленника инока Касьяна
на пост архимандрита Юрьева монастыря. Юрьевский архимандрит был
старшим после архиепископа иерархом Новгородской земли. Посылка
Касьяна в Новгород, вероятно, была связана с готовившейся
конфискацией монастырских земель. Несколько лет спустя Касьян был сожжен за
ересь.
Разделавшись с критиками, Геннадий ввел в своей епархии ряд
новшеств. По наблюдению А. И. Никитского, архиепископ в видах церковного
освящения власти великих князей московских впервые вменил в обязанность
новгородскому духовенству ежедневно молиться в своих храмах за государя,
а кроме того, постарался внушить новгородцам почтение к московским
Угодникам 44. В подтверждение своей мысли А. И. Никитский сослался на
°писание крестного хода в Новгороде. Рассказу об этой церемонии скупой
а слова летописец посвятил много страниц. Во время первого шествия
Декабря 1499 г°Да архиепископ, остановившись у Чудова креста, отслужил
олебен московскому чудотворцу Петру, у Петровских ворот — митрополи-
У Московскому Алексею 45. Программа богослужений не устроила нов-
Родское духовенство. Самые видные члены местного собора — архиманд-
j~ т Юрьевский, игумены Антониевский, Хутынский и многие другие
отелись участвовать в крестном ходе.
37