Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Глава 2
власти поначалу осыпали Готана милостями, но позднее отобрали все
имущество и утопили в реке 35. Известие Хроники не поддается проверке.
В отличие от других главных иерархов новгородские архиепископы
носили белый клобук. Сохранилась «Повесть о белом клобуке», объяснявшая
происхождение этой епископской регалии. Текст Повести предваряет
послание Дмитрия Грека толмача к архиепископу Геннадию. По мнению
А. А. Зимина, Повесть была составлена Дмитрием Траханиотом или, что
менее вероятно, дьяком Митей Герасимовым 36. Автор послания многословно
описывает свое прибытие в Рим, «вечери» с неким римским книгохрани-
телем Яковом, согласившимся передать посланцу латинский перевод
повести. (Византийский подлинник ее якобы был утрачен.) В свое время
новгородцы связывали свои древности с византийской Корсунью. Героем
повести был в некотором роде папа Римский Сильвестр. Папа Сильвестр
получил белый клобук в дар вместо короны от императора Константина
Великого. Позднее клобук попал в руки константинопольского патриарха
Филофея, отдавшего регалию новгородскому архиепископу. Имеются веские
основания рассматривать письмо Дмитрия Грека Геннадию как
подложное 37. При Иване Грозном в 1564 году московский священный собор
констатировал, что ныне новгородский архиепископ Пимен носит белый
клобук, «и прежние носили белые же, а писания тому нет же, котораго для
случая архиепископы новгородские белые клобуки носят» 38. Соборное
постановление доказывает, что в 1564 году «Повесть о белом клобуке» еще не
была сочинена.
Внимание Гонзова давно привлекала деятельность католического
Доминиканского ордена и инквизиции. Пользуясь покровительством Ивана III,
архиепископ не побоялся принять на службу доминиканского монаха
Вениамина — католика по вере, славянина по языку и хорвата по крови.
Новгородская церковная культура имела древние корни. Избежав
татарского погрома, Новгород Великий сохранил богатейшее собрание
древних рукописей. С его библиотекой не могло сравниться ни одно книжное
собрание Руси. По инициативе Геннадия в Новгороде был осуществлен
крупнейший культурный проект — составлен первый полный славянский
Библейский свод. Работой софийских книжников руководил доминиканский
монах Вениамин. Он не обращался к греческим рукописям, зато широко
использовал Вульгату. Некоторые книги Вульгаты он просто перевел с
латыни 39. В предпринятом богословском труде был «заметен сдвиг славянской
Библии с греческого русла в латинское» 40. Работа длилась много лет, но так
и не была доведена до конца. Свод получил наименование Геннадиевской
библии, хотя и неизвестно, каким был личный вклад архиепископа в дело ее
составления.
Будучи в Москве, в Чудове монастыре, Геннадий выступал как рьяный
приспешник великого князя. Однако в дальнейшем их отношения
омрачились настолько, что Иван III запретил архиепископу прибыть в Москву
после смерти митрополита Геронтия. Покровительство самодержца спасло
от суда московских еретиков дьяка Федора Курицына и других. Иван III
36