История

Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Глава 2
/
Сергий санкционировал его действия. Все это навлекло на голову Сергия
презрение новгородцев. Пробыв в Новгороде менее года, владыка сложил
архиепископский сан, признав свою неспособность справиться с паствой.
В прощальном послании от 26 июня 1484 года Сергий утверждал, что
покидает кафедру «за немощью» 20. Вернувшись в Троицкий монастырь,
«немощный» Сергий пришел в себя и прожил еще двадцать лет.
При назначении нового владыки в Новгород Иван III отказался от
жеребьевки и решил дело в пользу Геннадия Гонзова. Этот последний
пользовался доверием монарха, был человеком решительным и смелым,
а кроме того мог заплатить в казну немалые деньги за свое избрание. Менее чем
через год после получения сана Гонзов вынужден был оправдываться против
обвинения в покупке должности — симонии. В письме к брату Ивана III
Борису Волоцкому он старался опровергнуть обвинение, будто «принял
имением (за мзду.— Р. С.) сан святительский или мирских князей помо-
щю» 21. Однако современники были уверены, что владыка купил себе сан.
По словам осведомленного летописца, чудовский архимандрит получил
архиепископство за мзду, «а дал от того (за назначение.— Р. С.) две тысячи
рублев князю великому» 22.
Подобно своему предшественнику, Геннадий заботился о пополнении
софийской казны и нещадно облагал поборами новгородское духовенство.
Он пытался добиться полного послушания от псковского духовенства,
невзирая на то, что Псков, в отличие от Новгорода, сохранял независимость.
В 1485 году Геннадий направил туда своего боярина Безсона вместе с
игуменом Евфимием. Евфимию предстояло принять сан архимандрита и стать
наместником архиепископа в Пскове. Посланцы архиепископа должны
были провести перепись в пределах Псковской земли, но псковские
посадники и вече помешали им сделать это. Геннадий прислал своих людей,
отметил местный летописец, «веляе описати по всей земли Псковской церкви
и монастыре, и колико престолов и попов и всех в число написати; и
псковичи не вдававшиеся в волю его» 23.
Памятуя о судьбе своего «изумленного» предшественника, Геннадий
старался поддерживать мир с новгородцами и псковичами. Однако ему это
плохо удавалось. Столкнувшись с неповиновением и критикой со стороны
образованных новгородских и псковских священников и монахов, владыка
поспешил объявить их еретиками. Псковский игумен Захарий не остался
в долгу и обвинил в ереси московского ставленника 24.
Геннадий поклонялся московским чудотворцам и скептически относился
к местным святыням. Он крестился не так, как новгородцы. Неудивительно,
что местное духовенство подозревало его в ереси. В свою очередь,
новгородские и псковские книжники, вольно толковавшие писание, обличавшие
симонию, процветавшую в Москве, и не желавшие заменять местных святых
московскими, выглядели сущими еретиками в глазах московских ортодоксов.
В 1490 году Геннадий жаловался единомышленникам в Москве, что
московские епископы не проявляют усердия в борьбе с новгородскими еретиками
и не заботятся о приведении страны в единую веру. «И как мню,— писал
32