Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

OCR
Глава 2
намечало трех кандидатов, после чего проводилась жеребьевка. Таким
путем умерялась вражда боярских групп в Совете господ и на вече. Ни одна
партия не могла навязать своего кандидата всем другим. Московский
митрополит и священный собор не имели права вмешиваться в избрание
главы республики. *
Одним из симптомов кризиса «республики» в XV веке было падение
авторитета церкви. В Совете господ возникла сильная оппозиция власти
архиепископа. Возглавлявшие его бояре неоднократно обсуждали вопрос об
отчуждении у архиепископа, а также у монастырей их вотчин. Новгородский
владыка обратился с жалобой к московскому митрополиту, выступившему
решительным защитником церковного землевладения. В 1467 году глава
русской церкви пригрозил карами небесными посадникам и всем
новгородцам, которые «имения церковные и села дьнаа (отданные церкви.— Р. С.)
хотят имати себе» 10. Новгородцы не успели осуществить свои проекты. Но
их замыслы были претворены в жизнь Иваном III при завоевании
Новгорода в 1478 году. Когда монарх потребовал восстановления в Новгороде
княжеских земельных владений, новгородские посадники, давно
помышлявшие об отчуждении церковных сел, тотчас предложили ему произвести
раздел земельных владений духовенства. Таким путем им удалось сохранить
в неприкосновенности собственные вотчины. Митрополит Геронтий
находился в Москве и не имел возможности помешать разделу. Поначалу Иван III
потребовал себе половину всех церковных земель в Новгороде, а когда
новгородские бояре принесли ему списки подлежавших отчуждению
волостей, государь смилостивился — «у владыки половины волостей не взял,
а взял десять волостей» п. Крупнейшие монастыри лишились половины
своих сел.
В 1480 году Феофил был под стражей увезен в Москву. Расправа
с архиепископом ускорила разрушение традиционных порядков в
Новгороде.
После ареста Феофила Москва наложила руку на его имущество. Как
повествует московский летописец, Иван III «изымал» архиепископа, «а
казну его взя, множество злата и сребра и съсудов его» 12. Архиепископ был
высшим должностным лицом Новгорода, и потому в его ведении находилась
казна «республики». Она была надежно скрыта в тайнике внутри
Софийского собора. Штат новгородского владыки был составлен из верных людей,
и потому московские власти конфисковали лишь то, что нашли на подворье
у архиепископа, но не смогли отыскать софийский тайник. Владыку увезли
в Москву и держали там более двух лет в заточении без суда и следствия.
Наконец зимой 1482/83 года власти принудили его сложить сан. В
прощальной грамоте владыка объявил, будто оставил кафедру по причине
«убожества своего ума» 13.
Только после этого Феофила освободили из заточения и перевели в келью
Чудова монастыря в Кремле, где он вскоре умер.
Вече в Новгороде было упразднено, и преемника Феофила избрали
в Москве из московских святителей. Иван III позаботился о соблюдении