История

Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. -Л.:Наука. Ленинградское отделение, 1988

Книга посвящена истории Русского государства в период Смуты в начале XVII в. На основе обширного документального материала автор анализирует политическую борьбу и историю массовых народных выступлений в кульминационный момент гражданской войны — период восстания под руководством Ивана Болотникова, уточняет основные вехи восстания, роль различных социальных слоев, включая дворянство, значение крестьянских и казацких выступлений. В книге приведены подробные биографические сведения о самозванцах, царе Василии Шуйском и других исторических деятелях начала XVII в. Монография служит продолжением ранее изданных книг «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев». Книга рассчитана на широкого читателя.

OCR
нов внес поправку к установленной им самим дате, сле-
дуя указаниям «Иного сказания». «Я полагаю, —
писал он, — что ключ к разрешению вопроса о времени
продолжительности осады Москвы Болотниковым
дает ,,Иное сказание"».8 В «Ином сказании» упомина-
лось о трехнедельном затишье в ходе военных действий
под Москвой, наступившем до времени, когда повстанцы
повторно («паки») появились в Коломенском. Отсюда
И. И. Смирнов сделал вывод, что восставшие впервые
заняли Коломенское 7 октября 1606 г. Не ставя
под сомнение достоверность сведений «Иного сказа-
ния», А. А. Зимин и Р. В. Овчинников дали им другое
истолкование. Они считали, что автор имел в виду
трехнедельное затишье в ходе осады, наступившее
в период между 28 октября и 16—18 ноября
1606 г.9
Попытаемся прежде всего выделить комплекс ран-
них и наиболее достоверных источников, позволяющих
установить время осады Москвы. К этому комплексу
относится прежде всего «Повесть протопопа Терентия»,
а также «Хроника» К. Буссова и «Дневник» А. Рожня-
товского. В несколько измененном виде «Повесть
Терентия» была включена в текст «Иного сказания».
Однако более точно текст оригинала «Повести Терен-
тия» передан в отдельных списках, сохранившихся вне
текста «Иного сказания».10
И. И. Смирнов отводил «Повести Терентия» исклю-
чительно важное место в своих хронологических пост-
роениях. Напротив, А. А. Зимин полагал, что повесть,
включенная в «Иное сказание» лишь в 1623 г., вообще
не может быть использована для уточнения времени
осады Москвы.11 А. И. Копаневу удалось найти список
«Повести» с пометой о ее публичном чтении в Кремле
16 октября 1606 г.12 Находка позволила отвести
сомнения А. А. Зимина. «Повесть» относится к числу
самых ранних повествовательных источников, непосред-
ственно отразивших события. Содержание «Повести»
вкратце сводится к следующему. Осенью 1606 г. прото-
поп кремлевского Благовещенского собора Терентий
объявил властям о видении Христа и Богородицы,
предвестивших наступление многих бед для людей
(москвичей). Он начал «Повесть» с молитвы о «мире
всего мира и о нынешних лютых на нас находящих».13
Терентий утверждал, будто беседовал с Христом
98