История

Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. -Л.:Наука. Ленинградское отделение, 1988

Книга посвящена истории Русского государства в период Смуты в начале XVII в. На основе обширного документального материала автор анализирует политическую борьбу и историю массовых народных выступлений в кульминационный момент гражданской войны — период восстания под руководством Ивана Болотникова, уточняет основные вехи восстания, роль различных социальных слоев, включая дворянство, значение крестьянских и казацких выступлений. В книге приведены подробные биографические сведения о самозванцах, царе Василии Шуйском и других исторических деятелях начала XVII в. Монография служит продолжением ранее изданных книг «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев». Книга рассчитана на широкого читателя.

OCR
общее обозрение в Архангельском соборе. Судя по опи-
саниям очевидцев, на мощах сменили одежду, на грудь
царевича положили свежие орешки, политые кровью.
Народ не забыл о том, что Василий Шуйский на пло-
щади клялся, что Дмитрий сам зарезал себя нечаянно,
играя ножичком в тычку. Самоубийца не мог быть
объявлен святым. Но дело шло к канонизации, и влас-
тям важно было доказать, что в предсмерт-
ный час мученик играл в орешки. Организаторы мисте-
рии предусмотрели все. Благочестивые русские писатели
с восторгом распространялись о чудесах у гроба Дмит-
рия. Некоторые из них подсчитали, что в первый день
«исцеленных» было 13, в другой — 12 человек и т. д.60
Находившиеся в Москве иноземцы считали, что исце-
ленные калеки были обманщиками, подкупленными
Шуйским, что среди них преобладали пришлые бро-
дяги.61 При каждом новом «чуде» по городу звонили
во все колокола. Трезвон продолжался несколько дней.
Паломничество в Кремль похоже было на разлив реки
в половодье. Толпы народа теснились изо дня в день
у дверей Архангельского собора. Кремлевская канцеля-
рия поспешила составить грамоту о чудесах Дмитрия,
которую многократно читали в столичных церквах после
6 июня.62
Церковь обладала огромной властью над умами
людей. Удалось ли ей переломить настроение москви-
чей? Ответить на этот вопрос не просто. Капитан Я.
Маржарет засвидетельствовал, что утром в самый день
перенесения мощей в Москве ждали волнений.
Как только Шуйский отправился за город и оказался
среди бесчисленной толпы горожан, он снова подвергся
опасности и едва не был побит камнями. Положение
спасли дворяне, предотвратившие волнения.63 Обрете-
ние нового святого внесло успокоение в умы, но нена-
долго. Противники царя Василия позаботились о том,
чтобы испортить его игру. Они услужливо открыли
двери собора тяжелобольному, который умер прямо
у гроба Дмитрия.64 Толпа отхлынула от собора, едва
умершего вынесли на площадь. Многие стали догады-
ваться об обмане, и тогда царь закрыл доступ к телу.
В городе перестали звонить в колокола.
56