История

Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. -Л.:Наука. Ленинградское отделение, 1988

Книга посвящена истории Русского государства в период Смуты в начале XVII в. На основе обширного документального материала автор анализирует политическую борьбу и историю массовых народных выступлений в кульминационный момент гражданской войны — период восстания под руководством Ивана Болотникова, уточняет основные вехи восстания, роль различных социальных слоев, включая дворянство, значение крестьянских и казацких выступлений. В книге приведены подробные биографические сведения о самозванцах, царе Василии Шуйском и других исторических деятелях начала XVII в. Монография служит продолжением ранее изданных книг «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев». Книга рассчитана на широкого читателя.

OCR
утверждается. Тем самым дьяк косвенно осуждал
самый принцип «народного избрания». Ни руководители
Боярской думы, ни патриарх Иов не участвовали в из-
брании Василия, из чего Тимофеев сделал вывод, что тот
сам себя избрал на трон.
В период избрания Годунова народные манифеста-
ции были средством давления на Боярскую думу и по-
служили ступенькой к правильно созванному земскому
собору. При избрании Шуйского выкрики толпы заме-
нили народные манифестации, а земский собор так и не
был созван.
Бояре и князья церкви многократно судили Василия
Шуйского как изменника. При царе Федоре князь Васи-
лий был сослан в ссылку по их приговору, при Лжедми-
трии I осужден на смерть. В царствование Бориса члены
думы не раз оскорбляли Шуйского в угоду государю,
а Михаил Татищев (будущий «угодник» князя
Василия) дошел до «рукобития» — публично дал боя-
рину пощечину.
Князь Василий не мог созывать земский собор по той
причине, что в высших палатах собора преобладали его
противники. Будучи аристократом до мозга костей,
Шуйский вынужден был апеллировать к народу, чтобы
преодолеть сопротивление бояр и церкви. Помимо того,
Василий Шуйский считал себя государем по праву рож-
дения, а не по праву земского избрания.
В момент наречения на царство в Успенском соборе
Шуйский произнес речь, обещая подданным править
милостиво, «а которая, де, была грубость при царе Бори-
се, никак никому не мститель». Близкие к Шуйскому
бояре пытались удержать его от дальнейших наруше-
ний ритуала, говоря, что «в Московском государстве
того не повелося». Но Василий не послушал их и принес
присягу «всей земле».24
Бояре опасались покушений казны на их вотчины и
желали обезопасить себя от царских опал. Все это
нашло отражение в знаменитой крестоцеловальной
записи Шуйского от 19 мая 1606 г. В. О. Ключев-
ский считал запись актом, ограничивавшим власть
самодержца в пользу бояр.26 Однако на неосно-
вательность такой оценки указывал уже С. Ф. Пла-
тонов.27
По традиции дума являлась высшей судебной ин-
станцией в государстве. Грозный ввел опричнину, чтобы
45